Искусство общения – одно из ключевых в жизни. А психология общения и вовсе одна из управленческих наук, по факту. Однако практике общения приходится учиться всю жизнь. Особенно если она касается важных, но кратких по времени ситуаций, когда нужно принять верное решение.
Одной из таких ситуаций является общение на дороге с инспектором ГИБДД. Статистика самой инспекции, между тем, указывает, что две трети автолюбителей на дороге совершают ошибки в общении с инспекторами ГИБДД. Это порой стоит им немалых сумм, которые могли бы и остаться у них в кармане. У сотрудников ДПС и ГИБДД свои цели, а водителей – свои. Как грамотно общаться, чтобы выдержать баланс?
Одна из главных ошибок в общении с инспекторами – самая первая. Водитель останавливается по требованию сотрудника ГИБДД, опускает стекло и сразу тянется за документами. Вот и ляп. Почему?
В общении с инспектором нужно умело отдавать инициативу
Инспектор понимает это так, что водитель сразу признаёт себя виноватым и готовым согласиться с любым нарушением, в котором можно обвинить.
Кроме того, водитель лишает себя времени на трезвую оценку ситуации. Остановка может быть и незаконной. Также автомобилист своим желанием быстрее отделаться показывает свою нервозность. Инспектор может подумать, что тот что-то хочет скрыть.
На деле правильным должен быть такой алгоритм. Водителю следует остановиться по требованию инспектора и включить аварийный сигнал. Стекло для разговора можно опустить на 5-10 смов, более не требуется.
Причиной остановки можно вежливо поинтересоваться:
«Извините, чем могу помочь?»
или
«У меня всё в порядке? Просто хочу понять причину остановки».
Согласно ст. 13 ФЗ-3 «О полиции» сотрудник ГИБДД обязан назвать причину остановки транспортного средства.
Когда сотрудник заявляет, что остановил ради проверки документов, нужно уточнить, на каком основании. Дело в том, что «плановые проверки» законны только на основании проведения спецопераций ГИБДД или полиции, например, по мигрантам, наркотикам и проч. Либо включен план по поимке конкретных преступников.
Только после того, как инспектор внятно объяснит цели проверки, можно давать документы. Не ранее.
И вообще, если инспектор не может толково объяснить причину, водитель может не давать ему документы.
Если в таком случае инспектор начинает давить на водителя, то тому не следует срываться в ответ. Общаться нужно настойчиво, но сдержанно по форме. В этом случае можно включить видеокамеру или диктофон на смартфоне, предупредив сотрудника полиции.
Можно также снять на видео жетон сотрудника с номером и его поведение. Когда инспектор требует пройти в машину ГИБДД, водителю следует выяснить, задержан ли он (ст. 25 Конституции РФ). Если не...