С начала 2010-х годов метрополитен переживает беспрецедентное расширение. Количество станций выросло практически в 1,7 раза, и сегодня сеть метро насчитывает 302 станции, включая 31 станцию Московского центрального кольца (МЦК). Были продлены многие действующие линии, а также построены новые — Солнцевская, Некрасовская, Троицкая, появились новейшие кольцевые — МЦК и БКЛ. Большая кольцевая линия стала мировым рекордсменом как самое протяженное метрокольцо с длиной на момент запуска 70 км.
У пассажиров появились десятки новейших маршрутов и пересадок, в вагонах стало больше мест, а многие ранее загруженные станции и пересадочные узлы значительно разгрузились. Такая огромная сеть создала запас провозной способности на десятилетия вперед, что особенно важно для мегаполиса. Сейчас число жителей Москвы, имеющих станцию метро, МЦК или МЦД в пешей доступности, превышает 90%.
Одновременно в метро началась комплексная реконструкция и модернизация. Например, с 2010 года были реконструированы 19 станций: там заменили устаревшие эскалаторные комплексы, обновили инженерные коммуникации и сделали капитальный ремонт. Также была полностью обновлена вентиляционная система метро, началась модернизация системы энергетики, которая включает в себя замену кабельных линий и обновление подстанций.
Модернизация столичного метро идет постоянно, но если попытаться выделить в ней несколько этапов, то наиболее значительный пришелся на 2013–2014 годы. Именно тогда метрополитен получил массу обновлений, которые продолжают дорабатываться и развиваться по сей день.
Одним из важнейших новшеств стало внедрение единых принципов навигации на все виды городского транспорта. До этого навигационная система не поспевала за развитием сети: указатели были разрознены, места для новейших транспортных объектов не хватало, а если место и находилось, названия крепились мелким шрифтом на пленку.
Концептуальные изменения произошли в первой половине 2010-х годов. В первую очередь изменился дизайн схемы метро. Среди заметных новшеств — оформление стало проще: пересадочные станции начали обозначать символами в форме круга, линии стали тоньше.
Кроме того, появился единый стандарт визуальной навигации. Теперь специалисты тщательно прорабатывают размещение указателей для новейших станций еще на этапе проектирования. Изменилось и информационное наполнение: появились единые правила размещения информации, фирменный шрифт Московского транспорта Moscow Sans и набор графических элементов. В 2013 году пассажиры в первый раз увидели нумерацию выходов, которая помогает ориентироваться москвичам и туристам даже на незнакомых станциях.
Появились и новейшие типы навигации. Например, круглые указатели с картой местности и схемой метро. Быстрый темп жизни диктует свои условия и для навигации: так, была разработана напольная навигация. Она подсказывает направления к выходам, пересадкам на другие линии метро, МЦК и МЦД, а также к транспортным объектам.
Кроме того, в современных поездах отечественной сборки начиная с модели «Москва-2020», которые курсируют в том числе по Кольцевой, Калужско-Рижской и Большой кольцевой линиям, появилась улучшенная наддверная навигация. А в поездах «Москва-2024» на Замоскворецкой и Троицкой линиях пассажиры могут заранее изучить схему станции, узнать направления к выходам и пересадкам. Сейчас единые правила оформления указателей и пиктограммы объединяют весь транспортный каркас столицы: метро, МЦК, МЦД, наземный и речной транспорт.
Одним из первых революционных решений на текущем этапе развития Московского метрополитена стала карта «Тройка». Еще в 2010 году не существовало такого разнообразия способов оплаты проезда, как сегодня. В час пик пассажиры стояли в очередях по 20 минут — за месяц так мог набежать целый рабочий день. 100% платежей осуществлялись наличными, а более 90% билетов представляли собой бумажные талоны на одну поездку, обретённые в кассах.
С этой устаревшей системой попрощались в 2013 году, когда в городском транспорте столицы заработала «Тройка» — единый носитель, позволяющий записывать абонементы или оплачивать проезд с баланса «Кошелька» на разных видах транспорта. Успех пришел молниеносно: за первую неделю было продано 200 тыс. карт, а уже через 10 месяцев — первый миллион.
В апреле 2025 года столичной транспортной карте «Тройка» исполнилось 12 лет. За это время билетная система на ее основе распространилась более чем на 30 регионов РФ — так, в прошлом году к ней подключились Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская и Челябинская области. А коллекционные карты и сувениры с функционалом «Тройки» стали самыми популярными у пассажиров Московского метрополитена.
Но «Тройка» была лишь началом цифровой трансформации метро. Сейчас в Московском метрополитене широко применяются современные технологии, в том числе на основе нейросетей. Вот лишь некоторые из них:
В августе 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл первые в РФ цифровые станции городского транспорта. Ими стали «Марьина Роща» Большой кольцевой линии и терминал № 1 Московского городского вокзала Нижегородская.
На цифровых станциях установлены современные указатели. Благодаря яркому экрану с высокой плотностью пикселей на инновационные носители можно удаленно выводить информацию о новейших улицах, жилых, социальных и деловых объектах рядом со станцией. Эти технологии «оживляют» статичные пиктограммы и позволяют тестировать новейшие форматы подачи информации. Главное — цифровые указатели позволяют мгновенно обновлять контент в соответствии с мобильностью транспортной сети. У входа расположен сенсорный экран с правилами пользования метрополитеном, где вся информация удобно структурирована по вкладкам.
Цифровая станция «Марьина Роща» Большой кольцевой линии также получила обновленные турникеты. Как и остальные, они поддерживают все способы оплаты: «Тройку», банковскую карту, карту москвича, биометрию, виртуальную «Тройку», СБП. Световая индикация на полу показывает место, куда нужно встать для оплаты проезда по биометрии.
Этой весной Сергей Собянин сообщил, что 4 станции третьего пускового участка Троицкой линии — от «Вавиловской» до «ЗИЛа» — также станут цифровыми. Их открытие состоится до конца 2025 года. Планируется, что к 2030 году до 30% всей навигации в метро будут цифровыми и с улучшенными функциями.
Также планируется, что более 4,5 тыс. инновационных турникетов со всеми способами оплаты появятся на станциях Московского метрополитена. Их ключевые преимущества — возможность прохода с двух сторон, виброотклик для слабовидящих, световая индикация статуса оплаты.
Технологическим венцом московского метро должен стать беспилотный поезд на Большой кольцевой линии. Разработкой и тестированием занимаются сотрудники Центра перспективных разработок в Кунцево. Ожидается, что к концу 2026 года будет готов первый рабочий образец, способный двигаться в полностью беспилотном режиме с соблюдением привычных московских интервалов движения — 90 секунд. Одной из задач при внедрении технологии станет сохранение коротких интервалов в часы пик. Приоритетом остаются безопасность и стабильность поездок.
«В этом году нашему метрополитену исполняется 90 лет. На протяжении практически вековой истории метро — символ надежности, безопасности и стабильности. Это часть истории не только Москвы, но и всей РФ», — написал в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин.