Цены на уголь могут восстановиться в горизонте следующих трех лет до благоприятных уровней второй половины 2010-х годов, следует из доклада NEFT Research «Кризис в угольной отрасли. Выход есть». Хотя утверждать однозначно о сроках отскока котировок преждевременно, эксперты рассчитывают, что нисходящий тренд преломится в течение полутора-трех лет. Кроме того, в этом периоде ожидается выход с рынка «наименее эффективных» производителей (к ним относятся производители, себестоимость продукции у которых превышает стоимость ее реализации — прежде всего это ЮАР, США и Австралия), что стимулирует рост цен.
В таком сценарии номинальная стоимость твердого топлива может вырасти в среднем на 5-7% (в рублевом эквиваленте — 12-15%) к 2027 году. По состоянию на середину сентября этого года цены тонны энергетического угля в зависимости от порта отгрузки составляют $70-83. Для сравнения, в конце 2018 — начале 2019 годов до пандемии COVID-19, в последствии повлиявшей на объемы добычи и экспорта российской продукции из-за снижения спроса, по данным Argus, котировки угля калорийностью 6000 на базисе FOB Восточный превышали $110.
В Центре ценовых индексов (ЦЦИ) также оценивают перспективы восстановления цен на высоко качественный энергетический и коксующийся уголь как «высокого вероятные» в связи с рисками опережающего снижения добычи в Австралии и отсутствия достаточной собственной ресурсной базы в странах-потребителях. По данным Евгения Грачева, директора ЦЦИ, себестоимость коксующегося угля выросла за 5 лет в 2 раз, налоги на него — более чем в 3 раза. «С точки зрения рентабельности крупным игрокам интересней заниматься другими сырьевыми активами. В этом году уже несколько основных игроков заявили о сокращении персонала и снижении добычи по причине низкой рентабельности», — констатировал эксперт.
По данным Минэнерго, сегодня в «красной зоне» из-за кризиса в отрасли, спровоцированного потерей части привычных рынков сбыта после 2022 года и падения цен на продукцию, находится 51 угольная организация в РФ. В мае правительство, признав положение угольщиков кризисным, утвердило ряд мер поддержки для нее — рассрочки по налогам, страховым взносам и сборам (действуют до 1 декабря с возможностью пролонгации по усмотрению подкомиссии под председательством Антона Силуанова); программы финансового оздоровления при помощи непосредственных бенефициаров, в том числе за счет ограничений на выплату дивидендов и зарплат топ-менеджменту, а также оптимизации затрат; реструктуризация долгов компаний и логистические послабления в виде компенсации тарифов РЖД в размере 12,8% и субсидирования дальних перевозок.
Как рассказывал министр энергетики Сергей Цивилев, рассмотрена поддержка 42 угольных предприятий.
Объем рентабельного экспорта угля с начала года снизился с учетом падения цен на продукцию на 20-25% в зависимости от марки и порта отгрузки до 43% с 73% в прошлом году. Одна из главных проблем экспортеров — дорогая логистика (в NEFT Research рост тарифов РЖД за последние 7 лет оценили в 176% при инфляции в 61%), таким образом, стабилизировать ситуацию, считают аналитики, позволят снижение цен на перевалку и железнодорожные перевозки (тарифы РЖД), а также «долгосрочный характер» экспортных контрактов — это поможет угольщикам работать с прибылью. Сохранение нынешних цен без дополнительных мер поддержки отрасли (текущие, предоставленные в границах антикризисной программы, могут быть недостаточны) приведет к значительному падению поставок на внешние рынки. Таким образом, необходимо перераспределение финансовой нагрузки между всеми участниками логистической цепочки, заключают в NEFT Research.
В РЖД, в свою очередь, фиксируют «постепенное восстановление» спроса на перевозки угля, снижающиеся в течение года (на 3,6% в январе-августе год к году, до 213,8 млн т) — за 3 недели сентября его погрузка увеличилась на 5,3% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе поставки в экспортном направлении выросли на 10,3%. Ранее аналитики ЦЦИ прогнозировали рост экспортной погрузки в пределах 8-10% по итогам сентября благодаря ослаблению рубля и укреплению котировок. В то же время, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), прирост в большей степени связан с сезонным фактором и низкой грузовой базой прошлого года, на фоне которой динамика выглядит благоприятной.
Невзирая на улучшение погрузки твердого топлива в сентябре в первый раз с начала 2025 года, в РЖД по-прежнему отмечают проблему инфлированных заявок — когда грузоотправитель заявляет груз к транспортировке, под него перевозчик резервирует инфраструктуру, а в итоге отправка срывается, продолжает представитель компании. «Мощности РЖД резервируются грузоотправителями под крупные объемы угля, которые не обеспечены реальными заказами, что связано как с конъюнктурными факторами, так и с низкой степенью ответственности, предусмотренной за такое действие», — сетует он. Так, в августе суммарные объемы непредъявленного к погрузке по согласованным заявкам угля на сети РЖД составили 1,9 млн т, в том числе на экспорт — 0,8 млн т, из них в восточном направлении — 0,5 млн т. Всего на экспорт по железной дороге в августе отправлено 14,8 млн т угля (плюс 0,9% в годовом выражении).
Говоря о возможности тарифных преференций для угольных поставок (речь идет о понижающих коэффициентах 0,895 и 0,4 к тарифам Прейскуранта № 10-01, ключевого тарифного документа РЖД, а также квотах на вывоз угля из добывающих регионов — самая крупная, порядка 100 млн т, была предоставлена производителям шести регионов в 2024 году. — РБК), в пресс-службе РЖД указывают, что в период 2014-2024 годов компания потеряла из-за них 428,3 млрд руб. доходов (без учета убытков от перевозки порожних вагонов под уголь). «Дополнительные преференции приведут к непокрываемым убыткам, что будет особенно чувствительно с учетом высокой долговой нагрузки компании», — добавил представитель РЖД. В более ранней версии антикризисной программы в части логистических послаблений предлагалось вернуться к понижающим коэффициентам и скидкам в размере 12,8% при поставках в адрес портов Юга и Северо-Запада. Чтобы покрыть потери, связанные с оказанием этой поддержки, РЖД требовалось 60 млрд руб., впрочем в Минфине отклонили это предложение, апеллируя к отсутствию такой статьи в бюджете.
По оценке NEFT Research, вследствие отмены понижающих коэффициентов и плановых индексаций тарифа РЖД (в последний раз они повышались на 13,8%) доставка подорожала на 20-30% к 2022 году. В этих условиях, следует из доклада, невзирая на снижение ставок перевалки и оптимизацию себестоимости, экспорт стал убыточным для большинства угольщиков. Единственное направление с «околонулевой» доходностью — восточное, напоминают аналитики. Суммарная доходность цепочки при поставках на Восток составляет 1,4 руб. с тонны, или 21%. Так, наибольший запас по доходности — у РЖД и портов (46% и 53% соответственно). Операторы полувагонов уже работают «за гранью операционного минуса», а средняя убыточность угольщиков превышает 20%.
Снижение ставок перевалки и тарифов РЖД обеспечит положительную экономику всем участникам рынка — этот подход позволит достичь 21% маржинальности по операционной себестоимости для них. Хотя такая маржинальность не гарантирует долгосрочное развитие и инвестиции, она дает возможность сохранить производство всем участникам экспортной цепочки и удержать долю российского угля на мировом рынке в условиях сокращения добычи менее консолидированными странами‑конкурентами, резюмируют в NEFT Research.
Замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев склоняется к тому, что российским угольщикам «необязательно нужны» только высокие цены на внешних рынках — «слабый рубль тоже подойдет». «Даже при прежних ценах изменение курса рубля с наблюдаемых в последнее время 80 руб. с лишним за доллар до уровня в 100 руб. повысит выручку угольного экспорта примерно на 25%, что является эквивалентом роста цен на внешнем рынке до $95 за тонну FOB Дальний Восток при прежнем курсе», — объясняет он. Сами же цены на мировых рынках вернутся к своим историческим значениям при условии новой фазы роста экономический цикла в Китае, странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Ситуация с угольном экспортом может стабилизироваться в случае существенного роста мировых котировок, хотя пока для этого нет предпосылок, рассуждает Сергей Казачков, партнер направления «Инвестиции и рынки капитала» компании Kept. При этом он соглашается, что позитивным фактором выступит снижение логистических затрат. Благодаря этому поставки в некоторых направлениях могут стать прибыльными.