Бензин за копейки и запчасти по блату: сколько стоило содержание машины в СССР

5 Колесо 7 часов назад 20
Preview

Начнем с расценок эпохи 70-х годов. Сразу оговорим уровень зарплаты «простых смертных»: он составляла примерно 121 рубль в месяц. Такие деньги получал инженер в НИИ. Зато водитель автобуса, если верить уличным плакатам, мог зарабатывать до 400 рублей. Текст помнится хорошо: «Интересная профессия – водитель автобуса!» В троллейбусах обещали рублей 300…

Теперь – о ценниках. Сахар стоил примерно 90 коп/кг, картошка – 15 коп/кг, бутылка водки – 3-4 ₽. Стаканчик мороженого с кремовой розочкой – 19 копеек, нынешняя «лакомка» – 28 копеек. Стакан газировки из автомата на улице – это 1 копейка без сиропа и 3 копейки – с сиропом. Буханка ржаного – 16 копеек, батон белого – от 13 до 25 копеек. Билет на трамвай – 3 коп, на автобус – 5 коп. Квартплата за двухкомнатную квартиру – примерно 15 ₽/мес. Дефицитный холодильник ЗиЛ – примерно 300 ₽. Гэдээровские женские сапожки – примерно 60 ₽.

Перейдем к более серьезным ценникам – автомобильным. Мотоцикл «Урал» можно было приобрести за1400 ₽. Кстати, в сельской местности мотоцикл с коляской порой ценился выше, чем легковушка: ведь на нем можно было проехать куда угодно… Первенец ВАЗа – модель 2101 – стоила 5500 ₽. А с венгерским приемничком на длинные и средние волны – на 105 ₽ дороже. Крутая по тем временам модель ВАЗ-2103 стоила аж 7500 ₽. Запорожец – примерно 3500 ₽. На макушке ценового Олимпа находилась Волга ГАЗ-24 – аж 9150 ₽. Кстати, предыдущая модель ГАЗ-21 продавалась до этого за 5600 ₽. 

Подержанные машины подчас были дороже новых. Сегодня это трудно понять, но в свободной продаже никаких автомобилей не было – только по предприятиям или по какой-то «предварительной записи» в исполкомах, о которой знали единицы.   На серьезных заводах или всесоюзных стройках приобрести машину было относительно легко: пишете заявление, оставляете открытку и ждете ее обратно в своем почтовом ящике. Зато в никому не нужных НИИ шансов на покупку практически не было: несколько машин в год распределялись «наверху» по каким-то своим соображениям.

Теперь про топливо. Основных бензинов было два: А-76 и АИ-93. Цены – соответственно 8 и 10 копеек за литр. Заправка жигулевского бака (39 литров) стоила около 4 ₽. Сегодня невозможно понять, почему очень многие считали это расточительством и предпочитали 93-му 76-й, причем не на АЗС, а по договоренности с водителем какого-то грузовика или автобуса. Примерная цена составляла 5 коп/л. Дизельное топливо частникам вообще не отпускалось, да и зачем оно им – таких легковушек в стране не было.

Страхование машины выглядело забавно. В Госстрахе работали тетеньки, которые ходили по квартирам и предлагали что-нибудь застраховать – в том числе и машину. Показывать машину было не нужно, ее возраст значения тоже не имел (!). Платите примерно 40 ₽ и получаете страховку до 3000 рублей: примерно столько стоил новенький жигулевский кузов. Получить эти деньги при ДТП было тяжело, однако вполне реально.

Про ремонт автомобилей лучше не вспоминать. Попасть на СТО было почти невозможно, в магазинах запчастей практически не было. Обладатели жигулей с ненавистью смотрели на валявшийся на прилавке распредвал для Волги – он был никому не нужен, а вот вазовский на долгие года стал символом супердефицита. Стабильно в продаже были разве что предохранители, да лампочки. Без хорошего знакомства отремонтировать машину было крайне тяжело. Чтобы без проблем проникнуть на автосервис, хитрецы порой ездили километров за 300 – 400, где с полным основанием выдавали себя за транзитников, которые пользовались правом внеочередного обслуживания. Еще были дрянные магазины с унизительной записью на покрышки и аккумуляторные батареи – счастливчикам делали отметку в техпаспорте. Выстаиваете в известный день часов шесть в длиннющей очереди, оставляете открытку и ждете приглашения за товаром – через полгодика-год или как получится.

Но все эти сложности воспринимались, как ни странно, довольно легко – как некие правила игры. Мол, ты же сам хотел купить автомобиль – вот и участвуй в этом мероприятии! Эдакие спортивные соревнования для тех, кто решил возить себя сам. И все это было, в общем-то, нормально. А еще была вера в то, что седьмая модель ВАЗ будет лучше пятой, что новый «москвич», которого никто не видел, вообще заткнет всех за пояс, и что установка на машину электронного зажигания тут же превратит ее в нечто неузнаваемое.

И это было интересно.

Фото ТАСС
Читать продолжение в источнике: 5 Колесо
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'