Джентльмены с когтями: великие гоночные Jaguar

Motor 1 день назад 40
Preview

Jaguar в глазах потребителей — марка с двойным дном и таинственным прошлым. Рядовые автовладельцы ассоциируют ее с мелькающими на дорогах седанами XE, XF и XJ, а также кроссоверами F-Pace. Петролхеды мечтательно закатывают глаза, вспоминая восхитительные гран-туреры E-Type и XJS. Но вот ведь парадокс: «Ягуар» — это не только серийная техника, но и богатое гоночное наследие, которое очень редко вспоминают. И сегодня мы это исправим.

Jaguar XK120

Не называйте суперкар 1948–1954 годов прогулочным эстетом. Ему подходит другое определение — серьезное и довольно злобное ретро. В индексе названия увековечена максималка в милях (193 км/ч) ранней открытой версии с алюминиевым кузовом (242 экземпляра). А знаете ли вы, что XK120 не только был могучим пожирателем автобанов, но еще и отметился в гонках? Для этих целей рядную 3,4-литровую «шестерку» прокачивали улучшенной головкой блока цилиндров, более производительными карбюраторами Weber и другим впускным коллектором. В этом случае отдача достигала 223 л.с.

Jaguar
Jaguar
Jaguar
Jaguar
Jaguar

Свое первую победу «икс-кей» добыл 30 августа 1949 года в состязании серийной продукции на знаменитой английской трассе Сильверстоун. В дальнейшем он принял участие в «24 часах Ле-Мана» и Targa Florio. Выиграть там, правда, не удалось из-за технических проблем. Лучший результат в Mille Miglia — пятый, «Ягуар» тогда уступил лишь Alfa Romeo и грозным Ferrari. Зато на TT (Tourist Trophy) 1950 года под проливным дождем автомобили показали себя по всей красе и оккупировали первые три строчки итогового протокола.

Кроме того, XK120 отметился в скоростных и рекордных заездах. Очень впечатляющее событие датируется 21 октября 1953 года, когда суперкар с рядом аэродинамических доработок (среди них обтекаемый «пузырь» кабины) выжал средние 277,470 км/ч на дистанции в милю.

Jaguar C-Type

Если XK120 доводили до нужной автоспортивной кондиции, то C-Type (1951–1953 годов, официальное называние — Jaguar XK120-C) изначально задуман гоночным болидом. Завораживающе красивым и очень эффективным! Оцените великолепие родстера с пространственной трубчатой рамой и обтекаемым кузовом, к которому приложил руку Малкольм Сэйер, авиационный инженер и эксперт фирмы по аэродинамике.

Всего построено 53 штуки, из них 43 продали частным клиентам, в основном из Штатов
Jaguar
Всего построено 53 штуки, из них 43 продали частным клиентам, в основном из Штатов
Jaguar
Всего построено 53 штуки, из них 43 продали частным клиентам, в основном из Штатов
Jaguar
Всего построено 53 штуки, из них 43 продали частным клиентам, в основном из Штатов
Jaguar
Всего построено 53 штуки, из них 43 продали частным клиентам, в основном из Штатов
Jaguar
Всего построено 53 штуки, из них 43 продали частным клиентам, в основном из Штатов
Jaguar
Всего построено 53 штуки, из них 43 продали частным клиентам, в основном из Штатов
Jaguar

Главные достижения C-Type связаны с суточным марафоном в Ле-Мане. В 1951-м суперкар заявился туда и… с первого захода выиграл сложнейшую гонку под управлением британцев Питера Уокера и Питера Уайтхеда. Тезки единственные финишировали среди заводских пилотов, две оставшиеся машины сошли с дистанции из-за проблем с давлением масла. На следующий год повторить успех не удалось. Попытки наладить диалог кузова с воздушными массами привели к перегревам двигателя. Вдобавок с аэродинамикой напортачили — «Ягуару» не хватало прижимной силы на прямой Mulsanne на скоростях свыше 190 км/ч разгружалась задняя ось. Что не шло на пользу стабильности движения и не внушало уверенности гонщикам.

Гоночные гиперкары: Bugatti, Pagani и Koenigsegg в спортивных ливреях Пра-пра-формула: спорткар, вдохновленный авиацией, летел впереди времени Что такое Тройная корона автоспорта?

В 1953-м Jaguar в прямом смысле спустил с соперников шкуру — занял первое, второе и четвертое место. Триумфу предшествовала серьезная работа. Мотор от «икс-кея» объемом 3,4 литра с тремя карбюраторами Weber взбодрили до 223 л.с. против 208 л.с. у ранней спецификации. Внешние панели отштамповали из тонких алюминиевых листов, а топливный бак для экономии массы заменили на резиновый «мешок». Еще один важный апгрейд — переход на дисковые тормоза. Машиной-чемпионом управлял Данкан Хэмилтон и Тони Ролт, первые в истории победители со средним темпом свыше 100 миль/ч (105,85 миль/ч или 170,35 км/ч).

Jaguar D-Type

Этот красавец выигрывал «24 часа Ле-Мана» с 1955 по 1957 год. Спрашиваете, как? Рассказываем! Перед вами захватывающая конструкция — сочетание передового шасси-монокока и аэродинамичной «скорлупы» (частично работы с ней выполнял Малкольм Сэйер) с вертикальным стабилизатором позади кокпита. Модель 1955-го была более быстроходной благодаря удлиненной передней части. Подголовник объединили со стабилизатором, что улучшило обтекаемость и снизило вес. В 1957-м рабочий объем вырос с 3,4 до 3,8 литра, а на следующий год ужался до трех литров из-за требований гоночного регламента.

D-Type, как и предшественник вышел малой серией в 71 единицу. Из них 53 клиентских и 18 для заводской команды. Кстати, Jaguar стал одним из свидетелей чудовищной катастрофы в Ле-Мане в 1955 году. В результате столкновения на старт-финишной прямой Mercedes-Benz 300 SLR Пьера Левега улетел на трибуны, убив более 80 человек.
Jaguar
Jaguar
Jaguar
Jaguar
Jaguar

Под занавес выпуска D-Type компания расщедрилась на дорожную версию по имени XKSS, От гоночной она отличалась полноценным салоном на двоих с адекватной ветрозащитой, складным верхом, пассажирской дверью и хромированными бамперами. Мотор — 3,4-литровый.

Jaguar XKSS
Jaguar
Jaguar XKSS
Jaguar
Jaguar XKSS
Jaguar
Jaguar XKSS
Jaguar

В Ковентри планировали 25 штук, но в феврале 1957-го на заводе начался пожар, уничтоживший девять недостроенных шасси для американского рынка. Недостающие девять экземпляров собрали в… 2016-2017 годы. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Jaguar E-Type Lightweight

Один из культовых «Ягуаров» тоже отметился в автоспорте. Причем облегченный Lightweight (1963–1964 годов) базируется на ранней Series 1 с рядной «шестеркой» объемом 3,8 литра. Напомним, что третья серия E-Type из семидесятых годов перешла на 5,3-литровый V12.

Jaguar Low Drag Coupe
Jaguar
Jaguar Low Drag Coupe
Jaguar
Jaguar Low Drag Coupe
Jaguar
Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar
Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar
Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar
Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar
Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar
Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar

В 1962-м, спустя год после рождения E-Type инженерный отдел принялся исследовать потенциал платформы и разработали модификацию Low Drag Coupe, суть наследника D-Type с обтекаемым кузовом из алюминия. Lightweight с 3,8-литровым двигателем (блок цилиндров из алюминия) мощностью свыше 300 л.с. — по сути результат эволюции обтекаемого купе. «24 часа Ле-Мана» и прочий автоспорт мирового уровня прошел мимо легкого E-Type. Но в первенстве Australian GT Championship он одержал победу, запомнился хорошими результаты в американском первенстве SCCA (Sports Car Club of America) и пришелся по душе частным гонщикам.

TWR Jaguar XJ-S

Имя гран-турера ассоциируется с элегантностью и изяществом, хотя должно также быть синонимом борьбы за выживание и автоспортивных успехов. Во второй половине семидесятых XJ-S гоночной команды Group 44 великолепно проявил себя в штатовских шоссейно-кольцевых сражениях Trans Am. Пока за океаном выступали «силуэты» с трубчатыми шасси и «скорлупой» а-ля серийный Jaguar, в офисе марки задумались о дебюте в категории Group A.

Тот самый «силуэт» для американских гонок
Jaguar
Тот самый «силуэт» для американских гонок
Jaguar
Тот самый «силуэт» для американских гонок
Jaguar

Управляющий директор компании Джон Иган видел XJ-S в европейском туринге (ETCC, European Touring Car Championship). Проект отдали на аутсорс инжиниринговому центру TWR (Tom Walkinshaw Racing) с великолепным портфолио. Так, например, Том Уокиншоу и его подопечные помогли Mazda взять два чемпионских титула в BTCC (British Touring Car Championship). Почему именно XJ-S, а не Rover SD1, как того хотел владевший «Ягуаром» концерн British Leyland? Очень просто: независимая подвеска на двойных поперечных рычагах плюс возможность установить самые широкие шины среди разрешенных. С форсированным до полтысячи сил V12 объемом 5,3 литра получился монстр.

XJ-S от TWR чрезвычайно крут не только результатами выступлений в ETCC, но также триумфом в австралийской гонке Bathurst 1000 (1985 года). Это единственный «Ягуар», которому удавалось подобное!
Jaguar
Jaguar
Jaguar

В 1982-м он победил на четырех этапах из десяти этапов, в пяти из двенадцати в 1983 году и наконец в семи из двенадцати в 1984-м, когда сам Том Уокиншоу собственной персоной примерил чемпионскую корону ETCC. Кстати, это не единственные заслуги XJ-S. В его послужном списке «золото» в изматывающем 24-часовом марафоне на бельгийском автодроме Спа, первая победа «Ягуара» в суточной гонке со времен Ле-Мана 1957-го.

50 лет Jaguar XJS Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot Недостающее звено

Jaguar XJR-9

С 1985 года TWR начала представлять марку в одной из ветвей высшей лиги — гонках прототипов Group C в World Sportscar Championship и марафонах типа «24 часа Ле-Мана». Поначалу результаты были неплохие, пусть и не супервыдающиеся. Дальше — больше. Болид XJR-8 выиграл восемь этапов из десяти, а его преемник XJR-9 победил в 24 часах Дайтоны (проводилась под эгидой IMSA, International Motor Sports Association) и заодно взял «золото» в Ле-Мане.

XJR-9 не только блистал в суточных марафонах. Управлявший им Мартин Брандл победил в World Sports Prototype Championship 1988 года в личном зачете, опередив француза Жана-Луи Шлессера и Mercedes. Да-да, того самого Шлессера, который впоследствии дважды выиграет «Париж-Дакар»
Jaguar
XJR-9 не только блистал в суточных марафонах. Управлявший им Мартин Брандл победил в World Sports Prototype Championship 1988 года в личном зачете, опередив француза Жана-Луи Шлессера и Mercedes. Да-да, того самого Шлессера, который впоследствии дважды выиграет «Париж-Дакар»
Jaguar

Сейчас мы говорим про две разные спецификации XJR-9. Обе выстроены на монококе из карбона и кевлара, облачены в углепластиковые кузова и имеют среднемоторную компоновку с продольно размещенным ДВС и пятиступенчатой «механикой». Но в Дайтоне гонял прототип с шестилитровым атмосферным V12, а в Ле-Мане — более аэродинамичный XJR-9LM и скоростной с двигателем объемом 7,0 литров.

Jaguar
Jaguar
Jaguar

Преемники «девятого» высоко держали знамя и развивали успех. Например, 900-килограммовый XJR-12 с семилитровым V12 мощностью 741 л.с. тоже победил в «24 часах Ле-Мана». По дороге к первому месту он показал средние 204,036 км/ч и максимальные 353 км/ч.

Jaguar XJR-14

Этот суперболид мы выделим отдельно как свидетельство высокого уровня подготовки и оперативной адаптации к быстро меняющимся условиям. В сезоне 1991 года FIA переписала регламент для прототипов группы C. Один из ключевых пунктов протокола — переход на 3,5-литровые двигатели. Ушла эпоха, а вместе с ней и гоночные машины по давней и всем понятной рецептуре. Тем не менее, Jaguar принял правила игры и выставил в World Sportscar Championship полностью новый XJR-14, защитивший титулы марки.

Jaguar
Jaguar
Jaguar

«Четырнадцатый» разработан при участии Росса Брауна, которого мир в первую очередь знает по руководящим должностям в командах Формулы 1 и собран специалистами TWR. Атмосферный Cosworth HB V8 — модифицированный формульный Ford. На прототипе его отдача снижена с 710 л.с. до примерно 659 л.с.. Как тут не вспомнить, что прототип Jaguar XJR-11 приводился твинтурбомотором «три и пять» на базе агрегата раллийного MG Metro 6R4, однако использовать его повторно в безнаддувной конфигурации оказалось нереальной задачей? Невесомость (всего 762 кг!) вкупе с увеличенной прижимной силой гарантировали сумасшедший темп в виражах.

После того сезона Jaguar ушел из группы C. С одной стороны, британцы, очевидно, не хотели гадать, что выкинут чиновники FIA в следующий раз и во сколько обойдется новая машина под очередные правила. С другой, гонкам спортпрототипов и так было посвящено много времени и сил. Впрочем, бренд не покинул состязания окончательно и в 1992-м выставил XJR-14 в американском первенстве IMSA Camel GTP. Он сходу улучшил рекорд трассы в Майами на целых четыре секунды, однако в итоге уступил Toyota и Nissan, заняв итоговую третью строчку в чемпионате. /m

Jaguar F-Type R: последний бунтарь Европы Отмечаем 30-летие великого суперкара Jaguar XJ220 Могли, но не сумели: Jaguar X-Type
Читать продолжение в источнике: Motor
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'