Лабораторный анализ reinWell POWER: минимальное содержание металлов после эксплуатации в карьере

5 Колесо 6 часов назад 16
Preview

На очередном ТО в двигатель этого грузовика, эксплуатируемого в песчаном карьере под Москвой, было залито масло reinWell POWER P6 ME 10W-40. На момент начала испытаний пробег автомобиля составлял 334 000 км, то есть двигатель был давно обкатан и уже имел определенный износ. Техника работала в реальных условиях: регулярная перевозка тяжелых грузов по грунтовым дорогам карьера, частые циклы разгона под нагрузкой и движения по рыхлому песку. Такой режим эксплуатации считается экстремальным для моторного масла — загрязненный воздух, длительная работа под максимальной нагрузкой и частые остановки/пуски двигателя создают серьезное испытание для смазочного материала.

Особенностью условий теста стали условия работы грузовика. Большую часть времени двигатель работал в режимах большого крутящего момента, а автомобиль двигался на небольших скоростях и пониженных передачах, преодолевая подъемы с высокой нагрузкой. В таких условиях приходится работать при повышенной температуре двигателя, что усиливает термическую нагрузку на масло.

При работе в карьере в воздухе неизбежно повышенное содержание пыли и песка. Абразив, во взвешенном состоянии, увеличивает риск загрязнения воздушного потока, поступающего в двигатель. Это усложняет работу масла, а заодно становится проверкой способности масла справляться с твердыми частицами. 

Тем не менее, масло reinWell 10W-40 успешно проработало полный межсервисный интервал, рекомендованный для данных условий, после чего было слито для анализа.

Рассмотрим результаты лабораторного исследования отработанного масла: изменение вязкости, щелочного и кислотного числа, содержание продуктов износа и сажи, а также выводы о стабильности характеристик и оставшемся ресурсе масла.

Вязкостные показатели масла

Анализ показал, что кинематическая вязкость масла изменилась, но осталась близкой к нормативной для класса 10W-40. В свежем состоянии масло имело вязкость при 40 °С около 104 мм²/с, а при 100 °С порядка 15 мм²/с, что соответствует требуемой градации. После периода эксплуатации вязкость ожидаемо снизилась из-за естественной выработки присадок и некоторого разбавления топливом. Тем не менее, даже при отборе пробы отработки показатели оставались в допустимых пределах: вязкость при 100 °С снизилась лишь до порядка 12 мм²/с, то есть на 15–20 % от изначального значения. Вязкость при 40 °С упала с 103,9 до 74,7 мм²/с, что свидетельствует о некотором разжижении масла — в основном из-за попадания дизельного топлива. Полученный индекс вязкости изменился незначительно (с 155 до 160), что означает сохранение стабильности температурно-вязкостных свойств масла. Фактически, даже после тяжелой работы прочность масляной пленки осталась стабильной: двигатель устойчиво работал без падения давления масла. Лишь к концу интервала, в связи с разбавлением топливом, высокотемпературная вязкость, оказалась чуть ниже допустимой границы SAE 40.

В целом же, масло reinWell P6 ME 10W-40 достойно выдержало нагрузку: резкого скачка вязкости (ни вверх от окисления, ни вниз от разрушения полимеров) не зафиксировано, масло сохранило необходимые условия для смазывания деталей.

Щелочное и кислотное число

Одним из важных показателей для дизельного масла является общее щелочное число (TBN), отражающее запас моющих и нейтрализующих присадок. У свежего масла reinWell POWER P6 ME 10W-40 TBN составлял порядка 13,78 мг KOH/г — весьма высокий уровень для масел категории E4/E7. В процессе эксплуатации этот показатель ожидаемо снижался по мере нейтрализации продуктов сгорания топлива. По результатам анализа отработанного образца, щелочное число масла снизилось до 8,5 мг KOH/г. Это все еще очень высокий остаточный уровень, значительно выше критической границы (~4 мг KOH/г, при которой масло считается выработавшим ресурс). Иными словами, даже после интенсивной работы у масла сохранился большой щелочной резерв, предохраняющий двигатель от коррозии и отложений.

Уменьшение щелочного числа не является критичным, что свидетельствует о стабильных моюще-диспергирующих свойствах масла. Оно снизилось примерно на 31 %, при том, что критическим считается падение более чем на 50 %. Несмотря на попадание топлива в масляную систему и накопление сажи (0,4 %), у масла сохраняется значительный эксплуатационный ресурс. Нормальной особенностью является то, что после штатной доливки масла в процессе эксплуатации произошло небольшое восстановление щелочного числа — оно увеличилось с 8,54 до 9,47. Это отличный результат с учетом экстремальных условий эксплуатации, попадания топлива и накопления сажи при таком межсервисном интервале. Кислотное число не превышает щелочного и даже не приближается к нему. Его рост был незначительным и остается в пределах нормы, что также подтверждает хорошее состояние масла.

Кислотное число (TAN), характеризующее накопление кислотных продуктов окисления, выросло незначительно. В свежем виде показатель кислотности был низким (менее 2 мг KOH/г). К концу теста кислотное число достигло всего 3,56 мг KOH/г, что говорит о том, что масло имело бы еще значительный ресурс, если бы не посторонние факторы. Небольшой рост TAN при существенно более высоком TBN указывает на эффективную работу моюще-нейтрализующего пакета присадок: кислоты, образующиеся при сгорании дизтоплива, успешно нейтрализовались. Отношение TBN к TAN осталось высоким, то есть масло сохранило способность предотвращать кислотную коррозию. Таким образом, по химическим показателям старения (щелочное/кислотное число) отработка reinWell 10W-40 проявила отличную стабильность.

Важно отметить, что значительный остаток щелочного числа (более 8 мг KOH/г) и низкая кислотность отработки подтверждают большой запас щелочности масла. В нормальных условиях эксплуатации его можно было бы использовать дольше стандартного интервала без риска для двигателя. Фактически, ресурс масла ограничивался не исчерпанием присадок, а внешними факторами (например, разбавлением топливом). По данной совокупности параметров reinWell POWER P6 ME 10W-40 продемонстрировало отличную способность противостоять окислению и сохранять моющие свойства в тяжелых условиях.

Продукты износа в масле

Лабораторный анализ содержания металлов в отработанном масле показал минимальный износ двигателя. Концентрация железа (Fe) — основного показателя износа цилиндропоршневой группы — возросла всего на 22 мг/кг за весь период эксплуатации. Это отличный результат для дизельного двигателя работящего в тяжелый условиях под высокими нагрузками. Накопление железа на столь низком уровне свидетельствует, что масло эффективно защищало пары трения (цилиндры, кольца, клапанный механизм) от износа даже при постоянной работе под нагрузкой. Для сравнения, в сходных условиях повышенные значения Fe могли бы указывать на интенсивный износ, однако здесь этого не наблюдается.

Другие маркеры износа, такие как алюминий (Al, из поршней), медь и свинец (Cu/Pb, из подшипников скольжения), хром (Cr, из колец) и т. д., также присутствовали в отработке в незначительных количествах, не выходящих за рамки нормы. Отсутствие заметного увеличения концентрации цветных металлов подтверждает, что ни поршневая группа, ни турбокомпрессор, ни коренные и шатунные подшипники не подверглись аномальному износу. Иными словами, антифрикционные и противоизносные присадки масла reinWell сработали эффективно, образуя прочную масляную пленку и предотвращая контакт металла с металлом даже в режимах повышенной нагрузки. Совокупность низких показателей металлов износа позволяет заключить, что двигатель Scania с маслом reinWell 10W-40 пережил испытание без заметного ухудшения своего состояния — масло надежно защищало детали от износа.

Содержание сажи и топлива

В дизельном двигателе тяжелой техники критически важно, сколько сажи накапливается в масле, поскольку сажа может увеличивать вязкость и ускорять износ. В ходе теста содержание сажи в масле оказалось низким. По данным лаборатории, в отработанном масле доля твердых частиц сажи составила всего 0,4 % по массе. Этот показатель практически не изменился с момента первой пробы: на промежуточном этапе также фиксировалось порядка 0,4 %. Такой низкий уровень свидетельствует о чистоте сгорания топлива и высоком качестве диспергирующего пакета присадок reinWell. Масло эффективно держало частички сажи во взвешенном состоянии и препятствовало образованию шлама. Для тяжелого режима (карьер, высокая нагрузка) содержание сажи менее 0,5 % можно считать отличным — никакого загущения масла от сажи не произошло.

Одновременно в пробе отработки обнаружено попадание топлива. Анализ показал присутствие дизельного топлива в концентрации около 0,7 %. 

Для нагруженных моторов и/или при длительной работе на холостых оборотах — не редкость попадание небольшого количества несгоревшего топлива в масло. В нашем случае присутствие 0,7 % топлива в масле стали причиной выхода высокотемпературной вязкости из норматива, о чем упоминалось выше.

Именно фактор разбавления топливом ограничил дальнейшую работу масла: продолжая ездить дольше, можно было бы рисковать снижением вязкости ниже безопасной границы. В тоже время степень окисления масла увеличилась совсем незначительно — с условных 10 до 13 единиц, что подтверждает высокую термоокислительную стабильность масла.

В исправном автомобиле топливо не попадает в систему смазки. Однако в тестируемом грузовом автомобиле SCANIA P440 XT зафиксировано незначительное попадание топлива в моторное масло. Наличие топлива в системе смазки ухудшает эксплуатационные свойства масла. Фактическое содержание топлива составило 0,7 % — поэтому рекомендуется провести диагностику двигателя и устранить причину попадания топлива в масло.

В совокупности данные по содержанию загрязнений показывают, что масло reinWell успешно противостояло неблагоприятным факторам. Отсутствие роста вязкости от окисления, говорит об эффективной работе присадок и стойкости базового масла.

Бренд reinWell: немецкий контроль качества и российское производство

Марка reinWell представляет собой сочетание немецких стандартов качества и преимуществ локального производства в России. Бренд был разработан около 15 лет назад и официально зарегистрирован в Германии — не где-нибудь, а в стране с одними из самых строгих требований к автомобильным продуктам. Это означает, что при создании масел применялись передовые технологии, а сама регистрация обязывает продукцию соответствовать высоким европейским стандартам. В разработке рецептур reinWell принимали участие опытные немецкие инженеры-химики, что обеспечило масла высокоэффективным пакетом присадок и отличной базовой основой.

В то же время производство масел локализовано в России. Компания-дистрибьютор «Аллея Групп», более 25 лет поставляющая на российский рынок ГСМ, наладила выпуск моторных масел и автохимии reinWell на отечественных заводах. При этом были полностью сохранены оригинальные рецептуры и технологии, заложенные при немецкой регистрации. Жесткий контроль качества никуда не делся: соблюдаются все требования к компонентам и процессу смешения, указанные в техническом задании. Фактически, масла reinWell производятся по немецким стандартам, но на российской площадке, что дает важные преимущества.

Во-первых, благодаря локализации удалось существенно снизить цену для потребителя. Отпали затраты на таможенные пошлины, сложную логистику и импортную упаковку. reinWell сознательно упростил маркетинг и тару, сосредоточившись на содержимом — покупатель платит за качество масла, а не за раскрученный бренд. В результате по соотношению цена/качество масла reinWell чрезвычайно привлекательны: по стоимости они сопоставимы с отечественными марками, а по характеристикам соответствуют европейским продуктам премиум-класса. Во-вторых, местное производство гарантирует надежность поставок. Даже в условиях ограничений и санкций, когда многие зарубежные бренды ушли с рынка, reinWell остается доступен — его продукция не зависит от импорта. Это важный фактор для коммерческих перевозчиков: можно выстраивать долгосрочную стратегию обслуживания автопарка, не опасаясь дефицита масла.

Изначально reinWell создавался как профессиональная автохимия для применения на СТО и в корпоративных автопарках. Особый упор делался на эффективность и защитные свойства при одновременной экономической выгоде. Высокое качество масел reinWell изначально оценили механики сервисных станций, и со временем линейка была открыта для широкой продажи. Теперь российские автовладельцы фактически получают тот же продукт, что и профессионалы, — с теми же допусками и технологиями, — но по доступной цене и без наценок дилеров. Ассортимент reinWell охватывает десятки наименований: от моторных масел для легковых и грузовых машин до трансмиссионных жидкостей и автохимии, что позволяет закрыть большинство потребностей обслуживающих организаций одним брендом. Таким образом, reinWell успешно сочетает немецкое качество и технологии с российской практичностью и ценовой доступностью, предлагая рынку эффективные решения для защиты двигателя.

Испытание reinWell POWER P6 ME 10W-40 на самосвале Scania P 440 XT в тяжелых карьерных условиях показало, что данное масло уверенно справляется со своей задачей. Масло продемонстрировало стабильность характеристик и могло бы работать еще дольше, если бы не внешние факторы вроде разбавления топливом.

По итогам теста можно с уверенностью сказать, что масла reinWell являются практичным выбором для коммерческого транспорта. Они обеспечивают надежную защиту техники в сложных режимах, при этом позволяя оптимизировать расходы на обслуживание за счет длительного ресурса и умеренной цены. Использование масел reinWell помогает продлить срок службы агрегатов и снизить простои на ТО — без какого-либо ущерба для ресурса автопарка. Такое сочетание эффективности и экономичности делает reinWell рациональным решением для тех, кто эксплуатирует технику профессионально и детально рассчитывает экономическую выгоду.

Читать продолжение в источнике: 5 Колесо
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'