Чтобы получить объективную оценку качества работы моторного масла, его нужно испытать в ДВС транспортного средства, которое будет эксплуатироваться в обычных для него условиях: нагрузка, климат, качество топлива и т. д. Именно так и поступила компания «Лубри Груп», предоставив специализированный продукт Lubrigard Fleetmax CNG MA 10W-40 (Medium-ash) автомобильному заводу «РариТЭК» для оценки его работы в газовых моторах Yuchai YC6G260N-50, которыми комплектуются автобусы Lotos 105.
СПЕЦИАЛЬНОЕ МАСЛО LUBRIGARD ДЛЯ ГАЗОВЫХ МОТОРОВ
Моторное масло Lubrigard Fleetmax CNG MA 10W-40 (Medium-ash) представляет собой уникальный продукт, созданный специально для моторов, использующих в качестве топлива сжатый или сжиженный природный газ (метан). Его основа состоит из высококачественных базовых масел глубокой очистки (группы II по API), стойких к механической деструкции, с высоким индексом вязкости. Благодаря ему обеспечивается хорошая прокачиваемость смазочного материала, что важно при холодном пуске ДВС (зимняя эксплуатация), а также образование прочной масляной пленки требуемой толщины на деталях мотора, надежно защищающей их от износа в условиях максимальных механических и тепловых нагрузок.
При разработке рецептуры масла Lubrigard Fleetmax CNG MA 10W-40 (Medium-ash) был выбран современный пакет присадок от всемирно известного лидера отрасли Chevron Oronite. По своему составу он идеально подходит для смазочных материалов, используемых в газовых моторах, с учетом возможных нюансов конструкции ДВС данного типа.
Благодаря выверенному составу среднезольное (Medium-ash) масло Lubrigard Fleetmax CNG MA 10W-40 обеспечивает сохранение работоспособности двигателя на продленных интервалах работы. Именно это было подтверждено в ходе тестирования масла на автобусах Lotos 105.

ПРОВЕРКА В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Испытания моторного масла Lubrigard Fleetmax CNG MA 10W-40 (Medium-ash) проводились на двух машинах 2024 года выпуска, задействованных на перевозках персонала предприятия. Маршрут автобусов проходил как по городским дорогам, так и загородным шоссе. То есть мы говорим о смешанном режиме эксплуатации – город/трасса. В ходе тестирования моторное масло отработало установленный автопроизводителем интервал ТО равный 20 000 км, показало свою работоспособность вплоть до 30 000 км, сохранив остаточный ресурс, позволяющий продлить сервисный интервал еще на 5 000 км. Применительно к рассматриваемым нами автобусам каждая шестая замена масла будет бесплатной. А это в нашем случае – 24 литра смазочного материала.
Важно: так как моторное масло Lubrigard Fleetmax CNG MA 10W-40 (Medium-ash) относится к современным продуктам, созданным по передовым рецептурам с применением пакетов присадок последнего поколения, то судить о его ресурсе только лишь по соотношению кислотного и щелочного чисел нельзя. Так, современные методики оценки состояния смазочного материала говорят о том, что масло подлежит выбраковке при падении щелочного числа до 2,0 мг КОН/г (ASTM D 2896). При этом важно учитывать все физико-химические показатели. Наиболее важным среди них является вязкость при 100 °С, мм²/с. От ее значения зависят свойства образуемой на деталях ДВС пленки, которая защищает их от износа в условиях высоких нагрузок. А, как мы видим, при наработке 30 000 километров данный параметр не вышел за пределы допустимых производителем значений. Это, в частности, заслуга высококачественной основы (высоковязкое базовое масло с высоким индексом вязкости), в которую введено минимальное количество качественного полимерного загустителя.
ОПТИМАЛЬНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ МОТОРОВ РАЗНЫХ БРЕНДОВ
Моторное масло Lubrigard Fleetmax CNG MA 10W-40 (Medium-ash) полностью отвечает требованиям автомобильного завода «РариТЭК» и рекомендовано к применению в газовых двигателях Yuchai YC6G260N-50, которыми комплектуются автобусы Lotos 105. Применение смазочных материалов позволяет продлить установленный автозаводом межсервисный интервал (до 30 000 км) без ущерба для ресурса и надежности мотора на 5 000 км (то есть +16 % к установленному). Конечно, немаловажным обстоятельством выбора оптимального интервала замены моторного масла является своевременный эксплуатационный контроль и предоставление точных данных по условиям работы техники и двигателя. Установленный ресурс 30 000 км потеряет актуальность в случае значительного увеличения времени работы двигателя на холостом ходу, применения топлива низкого качества, увеличения нагрузки на транспортное средство. Запас по ресурсу смазочного материала может служить страховкой при эксплуатации техники в более сложных условиях, где нет возможности провести своевременную замену смазочного материала в установленный на предприятии срок.
Полученные данные справедливы и к ДВС с аналогичными техническими характеристиками (рабочий объем и емкость системы смазки) иных производителей, также использующих в качестве топлива сжатый и сжиженный природный газ. В частности, речь идет о двигателях Weichai, которые устанавливаются на коммерческую (например, грузовики КАМАЗ), специальную технику, а также использующихся в качестве силовых приводов генераторов, компрессоров, прочих стационарных и мобильных установок.

ТАБЛИЦА
Наименование продукта | Автобус -1 | Автобус — 2 | ||
LUBRIGARD FLEETMAX CNG MA 10W-40 (Medium-ash) | наработка 20 мин | наработка 30542 км | наработка 20 мин | наработка 31119 км |
Индикаторы износа | ||||
Железо, Fe | 1 | 9 | 1 | 11 |
Хром, Cr | 0 | 1 | 0 | 1 |
Олово, Sn | 0 | 1 | 0 | 1 |
Алюминий, Al | 1 | 2 | 1 | 3 |
Никель, Ni | 0 | 1 | 0 | 1 |
Медь, Cu | 3 | 44 | 3 | 68 |
Свинец, Pb | 0 | 4 | 0 | 5 |
Присадки | ||||
Молибден, Mo | 126 | 124 | 129 | 126 |
Кальций, Ca | 1978 | 1935 | 2017 | 1920 |
Магний, Mg | 50 | 56 | 42 | 47 |
Цинк, Zn | 855 | 858 | 861 | 847 |
Фосфор, P | 723 | 694 | 731 | 677 |
Барий, Ba | 0 | 0 | 0 | 0 |
Бор, B | 125 | 3 | 131 | 2 |
Внешние загрязнители | ||||
Кремний, Si | 3 | 3 | 3 | 4 |
Калий, K | 0 | 0 | 0 | 0 |
Натрий, Na | 5 | 3 | 4 | 3 |
Вода, % | 0 | 0 | 0 | 0 |
Гликоль, % | 0 | 0 | 0 | 0 |
Степень окисления, А/см | 10 | 12 | 10 | 12 |
Степень нитрования, А/см | 4 | 7 | 4 | 7 |
Состояние масла | ||||
Вязкость при 100°С, мм²/с | 15,1 | 12,34 | 14,98 | 12,51 |
Вязкость при 40°С, мм²/с | 101,28 | 78,31 | 102,00 | 79,68 |
Индекс вязкости | 157 | 155 | 154 | 155 |
Кислотное число, мг КОН/г | 1,89 | 3,17 | 1,91 | 3,44 |
Щелочное число (ASTM D 2896), мг КОН/г | 5,91 | 3,68 | 1,91 | 3,46 |
Примечание: показатель содержания меди обусловлен конструкцией двигателя Yuchai YC6G260N-50, который имеет теплообменник (маслоохладитель), изготовленный из медного сплава. Медь в анализе рабочего смазочного материала как индивидуальный элемент является результатом пассивации поверхности. При сохранении применяемого смазочного материала при последующих заменах содержание меди в анализах масла будет падать вплоть до стандартных околонулевых значений.