На питерском заводе Nissan будут выпускать Lada Iskra: японцы не вернутся в Россию?

5 Колесо 6 часов назад 26
Preview

Новое соглашение между АО «АВТОВАЗ» и «Автозавод Санкт-Петербург» поставило точку в вопросе возвращения в Россию производства автомобилей Nissan. Теперь предприятие в Санкт-Петербурге, где пытались запустить сборку переименованных «китайцев» (сначала FAW, а затем Chery), окончательно перепрофилируют под выпуск автомобилей Lada. Также, похоже, закрыт и вопрос с выпуском на «Автозаводе Санкт-Петербург» тех самый «китайцев»: сейчас площади предприятия заняты тысячами нераспроданных кроссоверов Xcite, сборка которых уже не ведется и вряд ли возобновится в дальнейшем. 

Напомним, что весной 2022 года российский завод Nissan в промзоне Каменка ушел в простой, а уже в феврале 2023-го, после ухода японской марки из России, был выкуплен за символический 1 евро АВТОВАЗом через посредничество НАМИ. Российскому автогиганту досталась 99 % доля в уставном капитале «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС». При этом одним из условий сделки была возможность обратного выкупа этой доли компанией Nissan в течение 6 лет.

Так как опцион на обратный выкуп истекает только в феврале 2029 года, японский автопроизводитель еще имеет шанс вернуть предприятие под свой контроль. И до сегодняшнего дня это казалось вполне реальной перспективой. Даже запуск крупноузловой сборки китайских кроссоверов больше напоминал попытку поддержать видимость деятельности, ради того, чтобы сохранить коллектив и не превратить оборудование в руины, а не на реальное желание новых собственников забрать предприятие себе. 

Но теперь надежды на возвращение завода японцам стали как никогда призрачными. Запуск серийного производства Lada Iskra — это не отверточная сборка «китайцев». Речь идет о полном цикле производства со сваркой и окраской кузовов, а это означает полную перенастройку предприятия, которая влетит АВТОВАЗу в копеечку. И обратный процесс, если вдруг здесь вновь захотят собирать «Ниссаны», будет не менее дорогостоящим. 

Даже если санкции против России когда-то отменят, и японцы смогут безбоязненно вернуться на наш рынок, захотят ли они вкладывать миллионы долларов в завод? Учитывая прежний опты — на вряд ли. Да и у самой компания Nissan дела сейчас идут не лучшим образом, и кто знает, сохранит она свою самостоятельность до 2029 года или будет куплена китайцами?  

Тем более, что организация производства Lada Iskra в Петербурге — это решение скорее политическое, чем экономическое. У АВТОВАЗа и так недозагружены мощности двух заводов — в Тольятти и Ижевске, и запускать еще третий завод при стагнирующем рынке и планах по сокращению производства машин — странное решение. Но в противном случае завод бы пришлось закрыть, так как со сборкой «китайцев» на нем ничего не получилось. А перепрофилировать производство под иной вид деятельности, как это произошло с заводом Ford во Всеволожске, где сейчас производят ДСП-панели для мебели, выйдет еще дольше и дороже.

Так что АВТОВАЗу придется отработать многомиллиардные государственные вложения и реализовать этот социальный проект, сохранив рабочие места и статус автомобильного кластера для Санкт-Петербурга. Сроки запуска производства Lada Iskra на «Автозаводе Санкт-Петербург» не называются, но, учитывая масштаб требуемых переделок конвейера, это произойдет не раньше 2026 года. Причем полностью переносить производство «Искры» в Питер возможно не будут, ограничившись одной версией с кузовом универсал и/или ее «внедорожной» модификацией SW Cross, а седаны останутся в Тольятти. Есть и «План Б» — кузова «Искры» будут сваривать и окрашивать в Тольятти, а в Петербурге организуют сборку машинокомплектов, как это было с «китайцами», пока не истечет срок опциона. Какой из этих вариантов реализуется — мы узнаем позднее.

Кстати, питерский завод уже «примерял» на себя отечественную марку и непродолжительное время (пока здесь собирали кроссовер Lada X-cross 5, он же FAW Bestune T77) носил вывеску «Lada Санкт-Петербург». Но из-за включения АВТОВАЗа в санкционный лист, его пришлось переименовать в «Автозавод Санкт-Петербург» — чтобы не пугать китайских партнеров. При этом АВТОВАЗ продолжал контролировать предприятие и реализация китайских кроссоверов под маркой Xcite шла через дилеров Lada. Теперь же, что называется, маски сброшены и завод можно вновь переименовывать в «Lada Санкт-Петербург» — на этот раз окончательно.  

Читать продолжение в источнике: 5 Колесо
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'