Согласно действующему законодательству, если габариты превышены не более чем на 10 см, водителю грозит штраф от 1500 до 2250 рублей, должностному лицу — от 15 тысяч до 22,5 тысячи рублей, юридическому лицу — от 150 тысяч до 225 тысяч рублей. В новой редакции закона останется только один штраф, который будет накладываться на собственника транспортного средства, — в размере 150 тысяч рублей.
Закон также исключает из КоАП пункты, предусматривавшие штраф от 375 тысяч до 525 тысяч рублей за превышение габаритов или разрешенной массы на 10–50%. Вместо этого теперь предусмотрен штрафы в размере 300 тысяч рублей за превышение этих параметров на 10–20%, а также в размере 450 тысяч рублей за превышение на 20–50%. Вместе с тем вводятся штрафы до 600 тысяч рублей за отказ остановиться по требованию инспектора для весогабаритной проверки и за движение тяжелого транспорта (более 3,5 тонн) с нарушениями в зоне автоматического контроля. Для иностранных перевозчиков также установлен штраф в размере 600 тысяч рублей за аналогичные нарушения, но он накладывается на водителя, а не перевозчика.
Появилась новая статья в КоАП, предусматривающая штрафы за нарушения при размещении информации в системе выдачи специальных разрешений. В частности, для юридических лиц они составят от 50 тысяч до 150 тысяч рублей.
Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Авторы документа подчеркивают, что действующие санкции не соответствуют уровню общественной опасности и не оказывают сдерживающего эффекта, поэтому необходимо ужесточить ответственность и модернизировать регулирование.
Как пояснил на пленарном заседании первый зампред Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Тен, размер вреда, ежегодно наносимого автодорогам всех уровней грузовым транспортом, двигающимся с превышением допустимых нагрузок, сопоставим с размером трат на ремонт и содержание сети автодорог всей страны. «На сегодняшний день весовой контроль грузового транспорта — это единственный эффективный способ обеспечить соблюдение установленных требований в этой сфере, — сказал он. — Нормы о правонарушениях в этой области, принятые еще в 2015 году, позволяют нарушителям на многотонных грузовиках либо спокойно уходить от ответственности, либо ощущать на себе лишь минимальные издержки». По его словам, чаще всего это выражается в виде многократного невыполнения законных требований должностных лиц об остановке транспортных средств или о прохождении весогабаритного контроля. «То есть на практике из-за устаревших санкций и новых экономических реалий произошло обесценивание профильных норм Кодекса об административных правонарушениях, — заявил депутат, — и, как следствие, задача по профилактике и сдерживанию правонарушений не выполняется, а сохранность дорожной и мостовой инфраструктуры в результате постепенно ухудшается».

Между тем закон касается не только грузового транспорта. Одна из норм предусматривает увеличение максимального штрафа за отказ водителя остановиться по требованию сотрудника полиции. Если сейчас штраф составляет от 500 до 800 рублей, то после вступления в силу закона он будет составлять от 7 до 10 тысяч рублей. Как было отмечено выше, штрафы за отказ остановиться для весогабаритной проверки будут куда выше.