Около 200 км в день преодолевает на своей автолавке Павел Николаевич для того, чтобы привезти товары первой необходимости жителям глубинки. «В день у меня на маршруте от 10 до 12 населенных пунктов, в которых проживает максимум до шести человек», — рассказывает о своей работе наш герой.
Пыталовский район имеет хуторную основу, поскольку когда-то территориально относился к соседней Латвии, именно поэтому здесь много деревень, где на улице всего по одному дому.
Летом население временно увеличивается за счет приехавших на каникулы школьников и дачников. И если школяры хоть немного помогают увеличить товарооборот кооперативного автомага, то дачники ездят за покупками в ближайшие магазины до райцентра на личном транспорте.

РАБОТА ПО ГРАФИКУ
Рабочий день у дяди Паши, как его любя называют некоторые покупатели, начинается рано. «Встаю в 5 утра, готовлю машину к рейсу, расфасовываю заморозку, загружаю ее в наш холодильник. В 7 часов еду на погрузку хлеба и остального товара. В 9 выхожу на маршрут», — рассказывает о своих трудовых буднях наш герой.
В обслуживании у Павла Николаевича весь район. Работа строго по графику, люди уже знают, когда автолавка приедет, и выходят встречать свою «кормилицу», а заодно и о жизни поговорить. «Там в основном старики живут, им не хватает общения, приходится иной раз чуть подзадержаться, чтобы вниманием никого не обделить, — продолжает он. — Иногда просят купить лекарства, потому что им негде, аптек здесь нет. Конечно, я покупаю и привожу вместе с товаром».

Обратно Павел возвращается в 15:00–16:00. И так каждый день, с понедельника по пятницу. Главным образом автолавка возит товары первой необходимости: продукты, а также мыло, спички, лампочки и прочее. Летом к ним добавляются сезонные овощи и фрукты, мороженое и прохладительные напитки. По заказу — зерно и строительные материалы, комбикорм.
Много товаров и собственного производства: хлебобулочная, кондитерская и кулинарная продукция, а также глубокой заморозки, еще лимонад, минеральная вода, пряники, сухари из других райпо по внутрисистемным договорам. Все всегда свежее и востребованное, поэтому и за план продаж руководству этой автолавки беспокоиться не приходится!
НЕ ПОКУПАТЕЛЬ, А СОСЕД
«Кормилица» Павла Николаевича также проста и аскетична, как и сам герой. «Газель Next», приобретенная райпо в 2020-м году. В ней есть все необходимое для выездной торговли: надежный и вместительный холодильник, а также полочки для выкладки товара. Ничего лишнего, разве что кондиционера не хватает — в жару без него плохо…

На мобильном прилавке у Павла Владимировича лежат огромные счеты. В СССР такие были в каждом сельпо! «Калькуляторов не признаю, зимой он замерзает, может сломаться, счеты намного надежнее», — уверен продавец.
Каждый покупатель для него — не просто клиент, а знакомый или сосед. Люди доверяют ему и любят за доброту, внимание и порядочность. «Дядю Пашу знаем давно, в одной деревне раньше жили. Он очень хороший человек, добродушный, вежливый, внимательный, надежный и пунктуальный. Всегда к просьбам прислушивается и обязательно выполняет заказы. Мы его очень любим», — так тепло отзываются жители деревни Захаркино, Алексей и Екатерина Беляевы.

ГОРДОСТЬ РАЙПО
Павла Николаевича ценят на только покупатели, но также руководство и коллеги. «Он очень организованный, последовательный и пунктуальный. Четко все планирует. Какую-то часть работы выполняет дома, — рассказывает о своем уникальном работнике Ирина Александрова, председатель совета Островского райпо Псковского облпотребсоюза. — Например, фасует заморозку. Помимо выездной торговли, он ведет учет, бережно хранит товар, вовремя сдает отчеты».
Оборот автолавки небольшой: всего 800–900 тысяч рублей в месяц. Из-за увеличения налогов мобильная торговля на селе нерентабельна. Без поддержки со стороны местных органов власти — никуда, а ее нет.
Сам Павел Николаевич о себе говорит мало и скромно. Родился в Минской области, в многодетной семье, окончил школу и ушел в армию. Служил в Латвии, где затем и трудился на службе правопорядка. После переезда в 1989 году в Пыталовский район Псковщины и учебы в местном техническом училище, много лет работал водителем самосвала в колхозе. Когда он распался, нашел свое призвание в потребкооперации. Год был просто водителем, а затем стал еще и продавцом.
Сам герой говорит, что совмещать две профессии ему совсем не трудно: обе ему одинаково близки и дороги. «Мне нравится моя работа, ведь я не только выполняю заказы своих односельчан, но и с удовольствием с ними общаюсь, — признается Павел Николаевич. — Стараюсь выполнять все их пожелания. Люди от души благодарят, когда им добро делаешь. Здоровья всегда желают. Это очень приятно! Сразу и усталость пропадает, и настроение на весь день поднимается!»

Павел Карызна принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла в апреле 1986 года и потрясла весь мир. Два с половиной месяца он рисковал жизнью, работая в зоне радиоактивного загрязнения. За это его наградили медалью «За спасение погибавших».
Свое здоровье Павел Николаевич поддерживает с помощью санаторно-курортного лечения и радости от семейного тепла: у них с женой четверо детей и семеро внуков. Есть у нашего героя и увлечение — походы в лес за грибами и ягодами. А еще он мастер на все руки: плетет корзины, срубил замечательную беседку! Несмотря на такую насыщенную жизнь, о пенсии пока не думает. «Раз силы есть — поработаю. С людьми мне интересно, да и коллектив у нас, как и весь Облпотребсоюз, надежный», — резюмировал герой.