Вечное «преклонение» перед иностранцами, которых у нас без очереди пускали в музеи, рестораны и театры, было слишком заметно – невольно казалось, что и с автомобилями было то же самое. Купить машину в СССР было очень тяжело – нужно где-то записаться, долго стоять в очереди, накопить или одолжить кучу денег… Машин категорически не хватало, поэтому любой экспорт заранее действовал на граждан раздражающе. Само собой, что все были убеждены, будто таких огромных цен, как у нас, нигде не может быть по определению. Но как реально сравнить ценники «здесь и там»? Переводить рубли в марки и доллары по официально публикуемому курсу? Сопоставлять реальные уровни зарплат? Сравнивать расценки на коммунальные услуги, величину налогов и так далее? Этим всерьез никто не занимался – достаточно было досужих разговоров. Однако сопоставить одни цифры с другими все-таки можно – популярные автомобильные издания делали это во все времена.
Начнем, конечно же, с «Москвичей». В Западную Европу конца 50-х поставляли модель 407, а позднее – 403. В Великобритании Москвич-403 с 45-сильным мотором стоил 629 фунтов – это было немного дороже, чем Ford Cortina 1200 с двигателем мощностью 49 л.с., за который просили 615 фунтов. При этом 403-й был чуть дешевле седана Vauxhall Victor за 635 фунтов с мотором 1,6 л мощностью 70 л.с. Универсал Москвич-423Н в начале 60-х тоже стоил немало: 699 фунтов – это было на уровне прямых одноклассников. Он был дороже аналогичного Ford Cortina c двигателем 1,2 л (683 фунта), но дешевле версии этого Форда с полуторалитровым мотором (713 фунтов). А последующий Москвич-408 в Британии стоил 667 фунтов – это практически столько же, сколько прямые по размерам и характеристикам аналоги. К примеру, Hillman Minx и Ford Cortina продавались за 660 и 668 фунтов соответственно.

Позднее ситуация стала меняться, поскольку наш автопром начал заметно отставать от западного. Наш Москвич-412, казавшийся здесь мощным и современным, уже сопоставлялся с иномарками более низкого класса. Москвич-412 стоил дешевле чехословацкой Skoda 100 L в базовой комплектации с двигателем всего в 48 л.с. и даже трехдверного компакта Mini 850 с мотором рабочим объемом 0,85 л мощностью 37 л.с. Дороже Москвича был и Wartburg Knight (на родине в ГДР – Wartburg 353), оснащенный трехцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 50 л.с. Сравнительно низкая цена позволяла продавать их в Великобритании до 3500 штук в год – это было много. Но закат был виден: к 1975 году этот экспорт умер. Модель 2141 продавалась очень плохо. Кстати, в Германии продавали Москвичи с дизельными двигателями Ford объемом 1,8 л. Стоил такой 41-й всего 17 495 марок. Аналогичные Ford Sierra и Opel Vectra стоили более 24 000 марок, а Volkswagen Passat с 80-сильным дизелем – 29 000 марок. Но большого интереса Aleko все равно не вызывал.
Что касается обожаемой у нас «Волги», то ее поставляли на экспорт с конца 50-х гг. Но продажи были скромными. Впрочем, в начале 60-х гг в Великобритании «Волга» ГАЗ-21 стоила 897 фунтов – немногим дороже седанов аналогичного класса: Vauxhall Velox за 840 фунтов и Ford Zephyr Mk III за 836 фунтов. В Бельгии, Голландии, Скандинавии и Финляндии ГАЗ-21, в том числе с французскими дизелями (!), стоила относительно одноклассников гораздо дешевле, и продавались Волги лучше. То же относилось к Волге ГАЗ-24.

Что касается ВАЗов, то интерес к ним на Западе был велик уже с начала 70-х гг. Но ценились они, как машины сравнительно низкого класса. В 1974-м Lada 1200 стоила в Великобритании 979 фунтов – это было чуть дороже Hillman Imp и дешевле, чем Mini с литровым мотором.
В ФРГ ВАЗ-2101 продавали за 6500 марок – это было на 350 марок дешевле, чем FIAT-124, и на 390 марок меньше, чем двухдверный Opel Kadett с двигателем 1,1 л. Lada 1500 (ВАЗ-2103) в 1976 году конкурировала по цене с самым дешевым 40-сильным двухдверным Opel Kadett и Ford Escort – тоже с двумя дверями и с двигателем объемом 1,1 л. Правда, польский FIAT 125P в ФРГ обходился на 1000 марок дешевле «трешки». Но по конструкции он был куда архаичней советской машины, да и мотор на базовой версии польской модели был объемом 1,3 л.
Особняком всегда стояла Lada Niva. Удачный советский внедорожник по цене просто не с чем было сравнивать. Чуть дешевле был разве что Subaru Leone 1600, который по внедорожным качествам не годился Ниве в подметки, да слабенький Daihatsu F20. А в начале 90-х Lada Niva на западных рынках была чуть дороже румынского ARO 10. Все остальные машины со сравнимыми внедорожными качествами стоили гораздо дороже.

Сравнивая цены, не нужно забывать том, как дилеры на местах дорабатывали наши машины в угоду потребителям. Они меняли шины и колеса в сборе, иногда даже перекрашивали кузова, а также устанавливали люки и всяческие декоративные детали. Все вышеназванные цены уже учитывали эти доработки, а потому нетрудно понять, что мы продавали свои машины еще дешевле.
Но страна очень нуждалась в конвертируемой валюте – и автомобили приносили ее. Пусть и не в том объеме, в каком хотелось бы.