Эксперты сервиса «Авто.ру» совместно с онлайн-платформой рекрутинга hh.ru рассчитали индекс доступности автомобилей (индекс ДА) по итогам прошедших 6 месяцев года — полугодовой индекс ДА. Этот показатель рассчитывается как отношение средней цены подержанного «автомобиля-маркера» к медианной зарплате. Соответственно, чем индекс меньше, тем доступнее автомобиль.
Хорошо живем!
В результате установлено, что для россиян в этом полугодии автомобили Lada Vesta и Hyundai Solaris («Автомобили-маркеры») стали доступнее — если раньше, в июне, «среднестатистическому» россиянину удавалось купить Lada Vesta с пробегом за 16,8 медианных з/п, то к ноябрю индекс ДА (см. выше) снизился до 14,6 медианных зарплат — снижение на 12,9%.
Аналогично, автомобиль Hyundai Solaris также стал доступнее для среднестатистического российского покупателя, утверждается в совместном исследовании «Авто.ру» и hh.ru. Индекс ДА снизился на 12,3%: — с 21,9 в июне до 19,2 медианных зарплат в ноябре 2024 г.
Эксперты отмечают, что за отчетный период, с начала лета, стоимость указанных «автомобилей-маркеров» — российской Lada Vesta и иномарки Hyundai Solaris — не изменилась и даже снизилась, а медианная з/п выросла, достигнув 79 900 рублей (+13,5% к июню 2024 года).
Как и что считали
Поясним: средняя цена Lada Vesta по России составила в ноябре 1 167 502 рубля (-1,2% к июню 2024 г.), а стоимость Hyundai Solaris — 1 533 633 рубля, что меньше июньской на 0,5%. Чтобы рассчитать среднюю цену машины, эксперты брали «автомобили-маркеры» в возрасте от 3 до 7 лет, пробег которых на момент подсчетов не превышает 150 000 километров и которые имеют не более 3 владельцев.
Не везде накопить на автомобиль «легко»
Интересна также статистика доступности Lada Vesta и Hyundai Solaris по регионам страны. Оказалось, что по итогам полугодия Vesta была доступнее всего для жителей Дальневосточного (11,4), Уральского (14,7), Центрального (15,3) и Сибирского (15,5) федеральных округов, а наименее доступной — жителям Приволжского (15,7), Северо-Западного (16,4) Южного (16,9) и Северо-Кавказского (19,1) федеральных округов. В скобках указано количество медианных зарплат, требуемых среднестатистическому россиянину на приобретение автомобиля.
Иностранный «автомобиль-маркер», Hyundai Solaris, требовал меньше всего накоплений в тех же регионах, что и Lada Vesta: в ДФО (15,3), УФО (18,8), ЦФО (19,1) и СФО (19,4). Напротив, дольше всего копить на б/у «Солярис» придется жителям ПФО (20,1), СЗФО (20,5), ЮФО (22,1) и СКФО (25,4).
Какие автомобили хотят купить россияне?
Сервис онлайн-проверки автомобилей «Автотека» также выявил те подержанные автомобили, которыми в 2024 году россияне интересовались чаще всего. По данным экспертов, абсолютным лидером здесь стал все тот же Hyundai Solaris, доля которого в общем количестве запросов на проверку истории составила 2,7%. Следом за Hyundai по популярности идут Kia Rio (2,5% от всех запросов), Ford Focus (2,4%), Lada Granta (2,4%) и Lada Priora (2,2%).
Также в «десятку» моделей, на которые через «Автотеку» в текущем году поступали запросы чаще всего, вошли:
— Toyota Camry (1,9%)
— Volkswagen Polo (1,9%)
— Skoda Octavia (1,6%)
— Lada Kalina (1,4%)
— Renault Logan (1,3%)
Кстати, интерес россиян к «Лада Калина» вырос за этот год сильнее всего — сразу на 5% выросло число запросов от потенциальных покупателей.
Lada — наше все
Что касается рейтинга брендов, на чьи автомобили больше других поступали запросы на проверку истории, то здесь единоличным лидером стала Lada, которая заняла 13% от общего числа запросов. Далее идут Kia (доля 8%), Hyundai (7,3%), Volkswagen (6,8%) и Toyota (6,6%). При этом самую высокую динамику по данному показателю (количество запросов через «Автотеку») продемонстрировала также Lada — прирост год к году составил 11,8%.
Результаты исследования комментирует управляющий директор «Автотеки», Андрей Тумкин:
— В списке наиболее проверяемых автомобилей лидируют модели, которые традиционно возглавляют рейтинги продаж на российском рынке. Они же активно используются и в такси, поэтому при покупке такого авто действительно целесообразно проверить его историю. Однако, несмотря на устоявшуюся популярность марок из рейтинга у россиян, уже сейчас мы наблюдаем постепенные изменения на рынке авто с пробегом и видим, как китайские автомобили постепенно заходят в это сегмент. Поэтому, на наш взгляд, список лидеров по запросам на проверку истории также может измениться в обозримом будущем.