Согласно отчету аналитиков крупнейшего российского дилерского холдинга «Рольф», в России в 2024 году было продано в общей сложности 1 667 036 новых автомобилей, что значительно превышает показатели 2023 года (1 141 429 шт.) и свидетельствует о восстановлении авторынка после резкого падения в 2022 году.
Структура российского авторынка в 2024 году: ключевые тренды
Вместе с тем эксперты отмечают существенный рост продаж новых китайских автомобилей: если в 2023 году удалось реализовать в России суммарно 548 800 новых «китайцев», то в прошлом году эта цифра достигла уже почти 960 тыс. автомобилей (959 009 ед.).
При этом продажи других иномарок («некитайских») просели — со 158 834 шт. в 2023 году до 123 526 шт. в 2024 году. Продажи автомобилей российских марок, напротив, за год выросли — с 433 795 шт. до 584 501 новых автомобилей.
Что будет с продажами новых автомобилей в 2025-м?
Говоря о том, как будет себя «чувствовать» рынок в наступившем, 2025-м, году, аналитики «Рольф» рассматривают три прогноза: базовый, оптимистичный и пессимистичный (худший).
В соответствии с базовым прогнозом в 2025 году в России продадут в общей сложности на 10% меньше новых автомобилей, чем в 2024-м: порядка 1,494 млн ед. против 1,55 млн ед. годом ранее. При рассмотрении рынка в пессимистичном сценарии «просадка» оказывается более существенной: реализация новых автомобилей в новом году, как указывают аналитики, упадет до 1,305 млн ед.
Если же допустить самый оптимистичный сценарий, чего пока не дают сделать ключевая ставка ЦБ, выросший утильсбор, колебания курса рубля и некоторые другие факторы, то в 2025 году в России смогут продать примерно столько же автомобилей, сколько было реализовано в 2024 году. То есть, рынок и не упадёт, и не вырастет. Даже самый «позитивный» сценарий не позволяет говорить о росте — в лучшем случае продажи автомобилей останутся на том же уровне.
Параллельный импорт имеет «вес»
В определенной степени итоговые результаты продаж новых автомобилей в 2025 году будут также зависеть от показателей параллельного импорта, потому как, пишут аналитики «Рольф», рынок параллельного импорта автомобилей по-прежнему остается довольно активным ввиду того, что определенные группы потребителей привержены именно автомобилям тех марок, которые ушли из России после известных событий 2022 года.
Вдобавок, по «серым» схемам в РФ везут те машины, которые в настоящее время представлены у нас официально — однако для многих покупателей это предпочтительный выбор ввиду возможности сэкономить на покупке — неофициально поставляемые к нам машины оказываются дешевле автомобилей, носящих статус официальных.