Запрос на изготовление новой модификации завод получил на технологической конференции регоператоров в Смоленске в августе 2023 года. Представители «Невского экологического оператора» (НЭО), отвечающего за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и захоронение ТКО в Санкт-Петербурге, сообщили, что у них есть потребность в мусоровозах, которые способны загружать отходы из 6–8-кубовых контейнеров скандинавского типа с помощью лебедки. При этом оптимальным решением стала бы машина, способная работать с любыми контейнерами. Как рассказал директор по логистике АО «Невский экологический оператор» Михаил Федоров, в городе используются разные виды емкостей для мусора, включая евроконтейнеры и «лодки».

«Мы поняли, что пришло время устранить образовавшийся на рынке дефицит и предложить технологичное отечественное решение оператору, работающему в одном из самых крупнонаселенных городов России с интенсивным движением и высоким уровнем образования отходов. В итоге мы импортозаместили мусоровозы с лебедкой, причем пошли дальше и реализовали идею, озвученную НЭО: в отличие от “европейцев”, наши машины могут работать с контейнерами любого типа», — рассказала генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьева.

Новую модификацию самой популярной модели мусоровозов в линейке завода — СМ16-03 на базе JAC N200S — на смоленском предприятии разработали уже в конце 2023 года. Учитывая индивидуальные пожелания АО «Невский экологический оператор», связанные со спецификой условий эксплуатации техники в регионе, машину оснастили лебедкой, а проблесковые маячки разместили ниже, чем у стандартных мусоровозов, для удобства движения через арочные проезды. Также предусмотрели дополнительную боковую защиту рукавов высокого давления и гидроцилиндров от внешних воздействий: теперь они скрыты под металлическим коробом.

В начале 2024 года «Невский экологический оператор» передал подрядчику «ЭкоЛэнд» на несколько дней тестовый мусоровоз СМ16-03. Требовалось дать отзыв о машине, оценить новое оборудование, подумать, как дополнительно адаптировать технику к условиям эксплуатации в регионе. Спустя неделю специалисты компании внесли ряд предложений, таких как реконструкция приемного бункера мусоровоза, оборудование машины порталом и доработка лебедочного механизма.
«Большинство производителей, к которым мы обращались, отказывались адаптировать свои мусоровозы под наши нужды и предлагали приобретать то, что есть. Поэтому мы не рассчитывали, что коллеги с “Завода КДМ” настолько внимательно отнесутся к нашим пожеланиям, плотно включатся в работу и будут детально обсуждать с нами все нюансы», — рассказал заместитель генерального директора ООО «ЭкоЛэнд» Михаил Васильев.

Специалисты смоленского завода постоянно находились на связи со службой технической эксплуатации компании «ЭкоЛэнд». Из всех подрядчиков НЭО эта компания внесла наибольший вклад в процесс создания мусоровоза для Северной столицы. Комментирует Ольга Соловьева («Завод КДМ»): «По просьбе компании мы доработали лебедочный механизм, поставили установку на шасси JAC N200S с пневмоподвеской, которая позволяет регулировать клиренс и обеспечивать плавность хода независимо от загруженности машины и рельефа местности. Именно в таком виде мусоровоз попал к НЭО и затем на рынок Санкт-Петербурга».

Серийное производство модификации началось в мае 2024-года. Двухосный мусоровоз СМ16-03 на шасси JAC N200S с объемом бункера 17,5 м3 при цене «средняя плюс» состоит из высококачественных комплектующих. При изготовлении загрузочного устройства используется высокопрочная сталь Hardox 450 или ее аналоги, а премиальное лакокрасочное покрытие с цинконаполненным грунтом повышает срок эксплуатации машины, которая работает в непростых условиях. Высокий коэффициент прессования до 1:7 позволяет регулировать степень сжатия мусора в зависимости от поставленных задач.

Для удобства операторов пульты управления расположены с обеих сторон как внутри кабины, так и снаружи на надстройке. Кроме того, возможна регулировка скорости и усилия прессования с центрального пульта. Гарантия на мусоровоз составляет 24 месяца или 4000 мото-часов.

Опираясь на опыт подрядчиков, которые тестировали новинку и активно участвовали в доработке модели, в рамках обновления автопарка и повышения эффективности сбора отходов НЭО приобрел пять единиц СМ16-03 с лебедкой на базе JAC. Мусоровозы СМ16-03 уже больше года используются для сбора и транспортировки ТКО в городских условиях. Помимо наличия лебедки, ключевым требованием к технике являлась вместимость, поскольку компания работает с разными контейнерами объемом от 0,36 до 10,5 м3.

По мнению эксплуатирующей организации, покупка СМ16-03 полностью оправдала себя как с точки зрения стоимости, так и эксплуатационных качеств, в частности, благодаря хорошему коэффициенту прессования. «Вместимость мусоровоза составляет 112–115 кубов — это очень хороший показатель. Условия поставки были соблюдены. В ходе эксплуатации СМ16-03 выезд сервисной службы производителя ни разу не потребовался, как и дополнительное оснащение машин после покупки. В будущем компания планирует приобретать новые мусоровозы, рассматривая при этом предложения от смоленского “Завода КДМ”», — отметил директор по логистике АО «Невский экологический оператор» Михаил Федоров.