В 2025 году ставки утильсбора на транспортные средства значительно увеличатся. Кроме того, планируется ежегодная индексация на 10-20% до 2030 года. Рассмотрим, кто будет платить больше, а кто может рассчитывать на льготы по уплате.
Кто должен оплачивать сбор в 2025 году? Утилизационным сбором называют сумму, которая уплачивается для будущей утилизации транспорта. Ее взимают один раз за весь период эксплуатации автомобиля. Сбор платят три категории:
- производители автомобилей, созданных в России;
- импортеры, которые ввозят машины в нашу страну;
- покупатели — ООО, ИП и частные лица, если они не уплатили утильсбор.
С 2024 года начался постепенный рост ставок утилизационного сбора. При этом базовые ставки остались прежними:
- для легкового ТС — 20 тысяч руб;
- для грузовых ТС/автобусов/прицепов/полуприцепов — 150 тысяч руб;
- для специализированной техники — 172.5 тысячи руб.
Правительство индексирует повышающие коэффициенты. С 1 октября они выросли на 70-80% и будут постепенно увеличиваться на 10-20% до 2030 года.
Кому сохранят льготы? Повышение тарифов затронет только юрлиц, которые импортируют товары. Для физлиц, которые поставляют автомобили с целью личной эксплуатации, будут сохранены прежние льготы и сниженные ставки.
До 2030 года будут применяться стандартные ставки для электрифицированной техники. Льгота доступна для физического лица при условии, что за год в страну поставляется не более одной машины.
Почему меняется утилизационный сбор? В Минпромторге отмечают, что индексация утильсбора будет затрагивать только технику, которую успешно выпускают на заводах России и Беларуси. Важным критерием является и объем производства, так как потребности внутреннего рынка тоже должны быть закрыты.
Введение утильсбора призвано оказать поддержку для российских производителей в условиях растущего влияния китайских компаний на российском рынке. Кроме того, эта мера должна способствовать открытию новых производственных предприятий для выпуска автомобилей в стране, что в свою очередь будет стимулировать развитие автомобильной промышленности.
Считается, что многие компании после повышения ставок утильсбора перестанут поставлять продукцию в Россию. В первую очередь, эта участь затронет те бренды, автомобили которых не пользуются стабильно высоким спросом в стране.
Что будет с частным ввозом ТС? Как уже было сказано, изменение тарифов сбора направлено, в первую очередь, на юридические лица. Отразятся изменения и на физлицах, которые поставляют машины в Россию, а затем перепродают их. Для физлиц, которые привозят автомобили с целью личной эксплуатации, сумма сбора не меняется с 2012 года: 3,4 тысячи руб за новое транспортное средство и 5,2 тысячи руб за авто с пробегом. Таким образом, частные поставки автомобилей могут быть более выгодными.
Изменение ставок утилизационного сбора приведет к росту цен на автомобили. Многие компании в таких условиях внесут изменения в линейку или вовсе покинут российский рынок.