НЕ ТОЛЬКО ПРО СПОРТ
Презентация FDR12 проходила в Лаборатории гоночного инжиниринга и, на первый взгляд, разговор предполагался исключительно об автомобиле для кольцевых автогонок. На самом деле, проект оказался намного шире. Вот что отметил в начале презентации ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский: «Прототип, который мы сегодня презентуем, должен развеять установившееся мнение о том, что Россия не может производить собственные легковые автомобили. С грузовыми автомобилями все в порядке, а вот что касается легковых, то все знают, что на сегодняшний день на рынке в основном китайские автомобили. Ведущие производители мира используют такие как наш автомобили для того, чтобы испытывать самые прогрессивные технологии, применяемые затем на серийных автомобилях. Наша цель в этом и состоит».

Владимир Миклушевский отметил еще один важный момент. Построить прототип в единственном экземпляре вполне возможно, но куда важнее сделать так, чтобы заложенные в конструкцию решения можно было использовать и в массовом производстве. Для реализации этой идеи нужны специалисты, для которых в Московском Политехе и создаются соответствующие структуры: Передовая инженерная школа электроторанспорта и Школа технологического лидерства. «Если созданная нами три года тому назад Передовая инженерная школа электротранспорта – это магистратура, то Школа технологического лидерства будет бакалавриатом, куда будут отбираться лучшие студенты, начиная со школьников девятого класса, чтобы они могли стать высококлассными инженерами, способными делать такие автомобили», — пояснил Владимир Миклушевский. Важно то, что все вышесказанное – не просто декларация о намерениях, а вполне жизнеспособная схема. В рамках подобных проектов уже осуществляется подготовка специалистов, готовых не просто к проектированию прототипов, а ориентированных на запуск своих разработок в серийное производство. Причем, разработок, адаптированных для самых разных автопроизводителей.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. КУДА ЖЕ БЕЗ НЕГО
Сегодня об использовании ИИ в самых разных областях не говорит только ленивый, но как интеллект «человеческий», так и интеллект «цифровой» напрямую зависят от объемов имеющихся данных. Причем, последний в куда большей степени. FDR12 создавался на базе цифровой модели и это позволило значительно сократить период разработки. Что же касается объема информации, то здесь представителям Лаборатории гоночного инжиниринга, как говорится, и карты в руки. В 2006 году в Московском Политехе для участия в международном проекте «Formula Student» была создана команда FDR Moscow, и за время ее участия в этих соревнованиях был построен десяток автомобилей. В 2017 году стало ясно, что инженерный и спортивный уровень команды перерос рамки «студенческой формулы» и вектор интересов сместился в область более серьезных гоночных автомобилей. Так в 2018 году FDR Moscow стала первой студенческой командой, которая приняла участие в 4-часовой гонке на спортпрототипе Fenix, разработанного под руководством Игоря Ермилина в стенах Московского Политеха. Также в 2022 и в 2023 годах FDR Moscow оказывала техническую поддержку команде G-Drive Racing, лидером которой является опытнейший гонщик, победитель «24 часов Ле-Мана» Роман Русинов. Так что информации, той самой пищи для ИИ, было собрано немало. Более того, объем данных, необходимых для разработки последующих автомобилей с помощью искусственного интеллекта, был существенно пополнен при создании FDR12.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ВИТРИНА
Именно так назвал спортпрототип FDR12 директор Передовой инженерной школы электротранспорта Пабло Итурралде: «Мы создаем не просто автомобиль, а некую витрину, чтобы показать, на что способны наши студенты и специалисты. За три года мы не только построили автомобиль, но и научились разрабатывать новые технологии и расширять область их применения. Качественная информация, которую мы собрали, станет хорошей базой для применения искусственного интеллекта в будущих разработках. Более того, такая технологическая витрина позволит будущим инженерам влюбиться в нашу профессию».

Здесь Пабло абсолютно прав и проект действительно впечатляющий и высокотехнологичный — FDR12 стал первым российским гоночным спортпрототипом с гибридной силовой установкой. Есть и еще важный момент — монокок спортпрототипа, в отличии от несущей конструкции из стальных труб Fenix, выполнен из композитных материалов (углепластик) с наполнением из алюминиевых сот. И монокок, и весь аэродинамический обвес изготовлены в стенах лабораторий Московского Политеха. И уж коль скоро мы заговорили о «локализации», то FDR12 на 70% состоит из отечественных комплектующих, причем, большая их часть производится в вузе.
РОЖДЕННЫЙ В МОСКОВСКОМ ПОЛИТЕХЕ
FDR12 подготовлен для соревнований в серии гонок на выносливость Russian Endurance Challenge и в заявке на его омологацию обозначен класс спортпрототипов CN. В качестве основы ДВС использован блок цилиндров ВАЗ 21126, но вся «начинка» — гоночная и двигатель снабжен турбонагнетателем Garrett. Объем ДВС составляет 1,6 литра и его мощность — 340 л.с. с максимальным крутящим моментом 310 Нм. Мощность электромотора — 80 л.с., а его максимальный крутящий момент – 100 Нм. Таким образом, суммарная мощность этого альянса составляет 420 л.с. Питание электродвигателя происходит от батареи емкостью 1,1 кВт.ч, причем, ее корпус и система охлаждения созданы в российском вузе, а «на стороне» приобретены только ячейки. Режим «отсечки» и ДВС, и электромотора – 8000 об/мин. В трансмиссии – 6-ступенчатая секвентальная коробка передач Sadev Адаптированная под характеристики двигателей FDR12. Передняя и задняя подвески на двух параллельных рычагах, но впереди применены торсионы, сзади – пружины. Габариты автомобиля (длина/ширина/высота) — 4558×1955×1047 мм. Снаряженная масса FDR12 составляет 750 кг, аэродинамические элементы, при скорости автомобиля в 180 км/ч, обеспечивают прижимную силу в 600 кг, максимальная скорость спортпрототипа – 270 км/ч. В конструкции специальный безопасный топливный бак с тремя насосами, решение, предотвращающее сбои в работе топливной системы при отливах бензина на поворотах трассы (используемое топливо – бензин АИ-100). За рулем автомобиля в тестовых сериях, вероятнее всего, примет участие опытный пилот Константин Терещенко, а первым место в кокпите автомобиля занял директор ПИШ электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.



ПО ПРИНЦИПУ КОМАНДНОГО ДУХА
Как уже говорилось выше, с серьезными перспективными проектами может справиться только сплоченная и профессиональная команда. К полноправным соавторам студентов и инженеров Московского Политеха, которые работали над созданием FDR12, нужно отнести и целый ряд компаний-партнеров. Среди них S.motorsport, ShonX, Formula Carbon, GameSTUL, GoRace, Movicom, НИИ полимеров, REC, Наука.РФ, агентство по работе с иностранными блогерами Безграничные, JDM Power Shop и ИРЗ ТЭК. Генеральным партнёром проекта выступила компания Rolf Lubricants, разработавшая уникальную формулу моторного масла для спортпрототипа. В составе масла Rolf Performance 10W-50, специально разработанного для FDR12, минимальное количество загустителя и оно обладает низкой испаряемостью. После первых трековых испытаний автомобиля будут проведены лабораторные тесты отработавшего масла для возможной корректировки рецептуры. Вот, что говорит о совместной работе директор Rolf Lubricants Vostok Артем Чальцев: «При разработке специального продукта для FDR12, мы фокусировались на ключевых характеристиках спортивного моторного масла: стойкости загустителя и его минимальном количестве, комбинированной базовой основе и особом сочетании антиоксидантов, которое позволит маслу стабильно работать в гоночных условиях, не давая отложений и нагара даже при сильно перегретом двигателе. После первых трековых испытаний команда предоставит нам максимально детализированную обратную связь для дальнейшего совершенствования масла, если это будет необходимо. Данный продукт индивидуален, создан специально для этого автомобиля, и широкого использования на рынке он не найдёт. Однако, технология, которая применялась при создании моторного масла для FDR12, безусловно, будет активно использоваться и ляжет в основу новых линеек гоночных масел».
