Забытые концепты: Infiniti Q50 Eau Rouge с мотором от Nissan GT-R

Motor 1 день назад 154
Preview

Десять лет назад мир быстрых машин чуть было не поехал по другим рельсам. Один почти готовый к производству автомобиль мог существенно поменять расклад сил… А мог и не поменять — история безразлична ко всяким «если бы». Тем не менее, нам выпало прикоснуться к этому автомобилю в числе немногих. Сейчас всё расскажем.

Избитое сравнение с волком в овечьей шкуре прочно пристало к заряженным версиям вполне обычных автомобилей. Но внутри Infiniti Q50 Eau Rouge скрывается не волк, а Годзилла. Под этим красным капотом громко дышит мотор от Nissan GT-R...

Алексей Сулима

Кто знает, возможно, французское сочетание букв Eau Rouge сегодня вызывало бы у нас совсем другую первую ассоциацию. Оно читается «о руж» (как оружие!), в переводе — «красная вода», и отлично знакомо всем поклонникам Формулы 1. Так называется скоростной и опасный поворот на гоночной трассе Спа-Франкоршам, где проводится Гран-при Бельгии. А он, в свою очередь, назван по имени небольшой речушки, что течет неподалеку. Взять Eau Rouge как часть имени — уже довольно дерзкое заявление в автомобильном мире. Хотите лучше понять почему — освежите в памяти драматический экскурс от Ильи Фролова. Кстати, войти в «Красную воду» ему довелось на автомобиле, который играет определяющую роль и в теме этого рассказа.

Алексей Сулима
Алексей Сулима
Алексей Сулима

«Формульное» название появилось не сразу — сначала секретный проект называли Raijin (Райдзин — японский бог грома). А так как среди инженеров и менеджеров Infiniti немало европейцев, к амбициозному начинанию приклеилось меткое Thunderclap. Это английское слово одновременно означает «раскат грома» и служит аналогом нашего устойчивого выражения «гром среди ясного неба».

Алексей Сулима
Алексей Сулима
Алексей Сулима

Что-то подобное испытал Питер Смит, когда президент Infiniti Йохан ди Найсен озвучил идею серийного Q50 с мотором от GT-R. Смит, человек со сложной должностью (заместитель директора программ Управления проектов), признаётся, что сумел выдавить из себя лишь что-то вроде «Я изучу, что можно сделать». Но вскоре вернулся с тремя вариантами разной степени реалистичности.

Алексей Сулима

Первый вариант — установить турбонаддув на 3,7-литровый V6 (с таким мотором Q50 поставлялся на некоторые рынки). Почему бы и нет! На детройтском автосалоне 2014 года, где показали Eau Rouge, дебютировал и BMW M3 (F80), который как раз сменил атмосферный V8 на рядную «шестерку» с двумя трубинами.

Алексей Сулима

Второй вариант — вооружить Q50 5,6-литровой «восьмеркой», которая хорошо известна по гигантскому внедорожнику QX80. И это тоже не утопическая идея, ведь в то же самое время Mercedes C 63 AMG (W204) оснащали знаменитым 6,2-литровым V8.

Алексей Сулима

Но руководство не отступилось и потребовало работать над третьим вариантом, с которого всё и началось: имплантировать под капот Q50 турбированную «шестерку» от Nissan GT-R.

Братья по оружию Почему на треке в Спа гибнут пилоты? По пятьдесят!

«Самым легким решением было бы «натянуть» кузов Q50 на агрегаты ниссановского суперкара», — говорит Питер Смит. И так инженеры Nissan уже делали: вспомните Juke R — яркий проект штучных кроссоверов, которые, по сути, представляли собой именно GT-R с «надетым» сверху кузовом Juke. Но в этот раз задача была куда сложнее: сделать полноценный автомобиль — как по эксплуатационным характеристикам, так и в плане серийного производства.

Алексей Сулима

Более того, в серийном Q50 Eau Rouge должны были использоваться только собственные узлы и компоненты Nissan и Infiniti. Насколько это непросто, можно судить уже по разнице компоновок. У Q50 она классическая: силовой агрегат спереди, привод — задний или полный. У GT-R двигатель также расположен спереди, практически полностью позади передней оси, но 6-ступенчатая преселективная коробка передач установлена под задними сиденьями. Такая схема называется transaxle. И инженеры даже сумели приспособить ее для полноприводного автомобиля: вал, приводящий переднюю ось, вращается внутри другого полого карданного вала, выполненного из углепластика.

Бензиновый V6 объемом 3,8 л с двумя турбонагнетателями развивал бешеные по тем временам 568 сил. Чтобы разместить его под капотом Q50, пришлось менять точки опор, рулевое управление, подвеску. Колея передних колес на 3 см шире, чем у стандартного Q50. Но сложнее всего было «упаковать» систему охлаждения...
Алексей Сулима

О сохранении схемы transaxle не могло быть и речи. Колесная база Q50 на 7 см больше, но главное — от просторного заднего сиденья и полноценного багажника Q50 пришлось бы отказаться. Решение нашлось: мотор агрегатировали с гидромеханическим 7-диапазонным автоматом Jatco, который устанавливают на 8-цилиндровые модели Infiniti. Гидротрансформатор усилили, хотя даже стандартная версия АКП переваривает до 700 Нм крутящего момента (мотор Eau Rouge развивает около 600 Нм). На самом GT-R «шестерка» выдает чуть большую тягу — 628 Нм. Для Infiniti двигатель перенастроили, и мощность при этом даже возросла с 540 до 568 л.с. На задней оси установили усиленный дифференциал от Q70. Тормозную систему позаимствовали у того же GT-R.

За руль прототипа меня не пускали даже для того, чтобы подвинуть машину на съемке — для этого на площадке был отдельный техник. И это породило определенную интригу. Во-первых, у Eau Rouge был заметно выше пол багажника...
Алексей Сулима
Во-вторых, суперседан трогался с места неохотно, с характерным скрежетом. Примерно так старуют спорткары с роботизированной механикой — вспомнились некоторые модели Ferrari.
Алексей Сулима
Гипотеза напрашивалась сама собой: а что если у прототипа всё же не автомат, а «робот» от GT-R над задней осью? Всё возможно...
Алексей Сулима
Зато в динамических характеристиках сомнений не было. Когда мы снимали машину на ходу, с параллельного курса (фотографы называют это car by car), по моему знаку Eau Rouge менял положение — и каждый раз ускорялся так, будто им выстрелили из рогатки.
Алексей Сулима
Алексей Сулима
Алексей Сулима

Самой сложной для инженеров стала задача уместить под капотом Q50 развитую систему охлаждения ниссановского мотора — двойной турбонаддув предусматривает два масляных радиатора и интеркулер. Справились и с этим. Оставалось «всего лишь» сделать новые системы впуска и выпуска. Тем временем дизайнеры изготовили новое «оперение» с углепластиковыми деталями. Все аэродинамические элементы функциональны — их продували в аэродинамической трубе специалисты гоночной команды Infiniti Red Bull. После чего не только оптимизировали форму бампера, но и решили уменьшить дорожный просвет на 15–20 миллиметров.

В ездовой доводке Q50 Eau Rouge участвовал Себастьян Феттель. Как ни странно, в первую очередь он предложил оптимизацию формы сидений
Infiniti
Разумеется, гидромеханический автомат сглаживал и динамику, и резкий характер мотора от Nissan GT-R. Но даже с полноприводной трансмиссией от 8-цилиндрового Q70s (момент делился между осями в соотношении 50:50), задние колеса пытались обогнать сам автомобиль
Infiniti
Так что одим из первых решений стала установка усиленного самоблокирующегося дифференциала, пусть в арсенале Nissan и Infiniti готового подходящего узла не было.
Infiniti
Сообщают, что Феттель также дал рекомендации по настройке рулевого управления и подвески. Если бы Eau Rouge добрался до серийного производства, то непременно с адаптивными амортизаторами с несколькими режимами работы.
Infiniti
Infiniti
Infiniti
Infiniti

На наших фотографиях самый настоящий прототип Q50 Eau Rouge. Они сделаны в Гонконге (там десять лет назад располагалась штаб-квартира Infiniti) в июне, а в августе мы ждали машину на Московском автосалоне. О серийном производстве Eau Rouge говорили на полном серьезе. В нетерпении были все. Инженеры отлично понимали, что они создали: «Получился седан, по мощности превосходящий BMW M5, только с полным приводом и в габаритах M3». На разгон до 100 км/ч Eau Rouge тратил менее 4 секунд, максимальная скорость — 290 км/ч.

Я был настолько увлечен идеей Eau Rouge, что по возвращении написал эти строки, которые сегодня кажутся наивными: «Есть серьезные предпосылки к тому, что Q50 с мотором от GT-R — не просто амбициозный проект, но и жизнеспособный. К услугам Infiniti опыт передовой команды Формулы-1, а в ездовой настройке новых моделей участвует сам Себастьян Феттель. Кажется, марка Infiniti всё же обретает желанный спортивный имидж, а у кудесников из Renault Sport в альянсе Renault-Nissan наконец-то появятся такие же сумасшедшие товарищи. Скорее бы!»
Алексей Сулима

Если вам нравится идея мультивселенной, то в одном из миров Q50 Eau Rouge сегодня уже продаётся во втором поколении (как, возможно, и GT-R). Но на планете Земля всё сложилось иначе. История Eau Rouge завершилась день-в-день десять лет назад, 29 декабря 2014 года. Разумеется, отмененные проекты тихо кладут в стол без всяких официальных заявлений. Но именно в тот день Йохан ди Найсен, который тогда уже возглавил Cadillac, написал в одной-там-соцсети язвительный и горький пост. «Я слышал о том, что Нобору Татеси (вице-президент Nissan — примечание «Мотора») собирается отказаться от проекта Eau Rouge, так как я больше не могу оказывать на него давление. Скажите инженерам Audi или Cadillac сделать 560-сильный седан, и вам придется их сдерживать. Для Infiniti это кажется безнадежной задачей. Они проявляют больше энтузиазма в ''помощниках водителям'', нежели в ''автомобилях для водителей''».

Алексей Сулима

От суперкара в теле седана почти не осталось кругов на воде. Марка Infiniti давно попрощалась с формульной командой и так и не сподобилась создать «гало-кар», модель, которая задавала бы вершину технологий и престижа. Как, например, Honda NSX, Lexus LFA... Или родственный Nissan GT-R. Невозможно поверить в то, что в руководстве Nissan никогда не рассматривали возможности выпустить суперкар под маркой Infiniti на агрегатах издевательски быстрого и возмутительно доступного (на фоне конкурентов) GT-R. Ведь агрегаты «Годзиллы» достались даже трековому Renault Sport RS 01! В этом контексте Q50 Eau Rouge выглядит даже менее амбициозным, более приземленным проектом. Ведь настоящий гало-кар не создают для конкуренции с Lexus IS F, даже если супостат гарантированно будет размазан по асфальту.

Удивительно, но нет ни одного признака, что в Infiniti думали о суперкаре на агрегатах GT-R. Неужели такого никогда не было? Самое близкое — концепт Infiniti Essence 2009 года. Но это совсем другое! Роскошное купе с чемоданами Louis Vuitton, построенное к двадцатилетию марки, оснащалось гибридной силовой установкой: знаменитый V6 3.7 оснастили турбонаддувом и отрядили ему в помощь электромотор.
Infiniti
Концепт Infiniti Emerg-E 2012 года еще дальше от GT-R. У него явно среднемоторная компоновка, а если точнее — это вообще последовательный гибрид на платформе Lotus Evora!
Infiniti
Потрясающий Infiniti Vision Gran Turismo — это скорее участие в престижном флэш-мобе вокруг культовой игры, а не концепт, который что-то там анонсирует. К тому же, это всего лишь макет без всяких подробностей о технической начинке. Ну а после 2014 года Infiniti вообще не представляла ничего подобного.
Infiniti

Но с инженерной точки зрения Eau Rouge оказался, напротив, даже более амбициозным. Что, скорее всего, и поставило на нем крест. В отсутствие официальных заявлений иностранная пресса оперировала гипотезами и инсайдами (которые, на мой взгляд, не достовернее обычных слухов). Усредненные выводы звучат примерно так: силовой агрегат от «Годзиллы» в седане классической компоновки — это в первую очередь дорого и сложно, а уже потом круто. Едва ли не единственный эффект от такой трансплантации лежит в области пиара. И если суперседану Q50 этот пиар мог помочь, то самому GT-R — скорее навредить. В такой версии есть логика, да и звучит она приятнее типичной причины вроде «в последний момент мы решили, что эти деньги пригодятся нам для разработки очередного кроссовера». /m

Бонус-трек. Как мы снимали единственный в мире Infiniti Q50 Eau Rouge

Обычно на автомобильные мероприятия журналисты летают группами — познакомиться с новым автомобилем всегда приглашают несколько изданий. Если поездка зарубежная, российские журналисты встречают в ней группы из других стран. Как правило, одно издание представляет один человек. Но в этот раз приглашение было на двоих: для журналиста и фотографа. Щедро! Особенно если учесть, сколько стоит поездка в Гонконг (в 2014 году там располагалась штаб-квартира Infiniti). И вот мы в аэропорту. Но где же остальная группа? Звоним PR-менеджеру Infiniti, которого почему-то тоже нет.
Андрей Моторов
«Нет, я с вами не лечу, — удивил голос Дениса Жадаева в трубке — От России только вы двое». Стало быть, эксклюзив? Вторая часть сюрприза ждала нас уже в Гонконге. Оказалось, что никаких иностранных групп тоже нет. Более того, только на месте мы осознали замысел Infiniti. Всё затевалось ради фотосъёмки прототипа. А фотографы не должны толкаться локтями. Так что все издания делают свои съемки по очереди, и на ближайшие три дня Q50 Eau Rouge только наш. Правда, ездить на нем не дадут — только сделать для своего издания эксклюзивные кадры.
Алексей Сулима
Как только [Алексей Сулима](https://motor.ru/authors/aleksei-sulima) понял, что он попал в неполный десяток автомобильных фотографов со всего мира, кто будет «допущен к телу», он стал напоминать самурая, который скорее встретит смерть, чем примет позор быть вторым. Не уверен, что остальные команды (например, из американского Motor Trend или итальянского отделения Top Gear) знали, что участвуют в каком-то соревновании. Зато я знаю, что московский кореец победил их всех. С таким же запасом, с каким Себастьян Лёб однажды разгромил рекорд Пайкс-Пика.
Андрей Моторов
В первый день мы работали на автомате. Липкая июньская жара Гонконга, беспощадный джетлаг (мы просыпались в час ночи по Москве!) — едва соображали, что делаем. Хорошо, что сами точки съемки для нас уже подобрали, а машину перевозили между ними на эвакуаторе.
Алексей Сулима
На второй день объявился и продюсер — гонконгский автомобильный фотограф по имени Честер, который лично отобрал для Infiniti локации. Когда вспоминаю, до сих пор мысленно желаю ему здоровья. Любой, кто пробовал сделать съемку в Москве, понимает: найти хорошее место сложнее, чем сделать всё остальное. И Гонконг в этом смысле никак не легче!
Андрей Моторов
Работа Сулимы впечатлила Честера. Он посмотрел на «походное» оборудование, которое мы привезли с собой: накамерные вспышки с радиосинхронизаторами, самые легкие стойки и штативы. На следующий день он вновь приехал на съемку… и выгрузил из машины несметные сокровища: генераторы импульса Elinchrom, софтбоксы, пневматические стойки и даже ассистента.
Андрей Моторов
Снимать пришлось в старом оживленном районе, так что на локации мы были еще до шести утра. Моя обязанность на площадке — считать кадры и минуты. Как вы понимаете, только самолет в Москву мог прервать этот творческий процесс. Результатом которого и стала эта статья.
Андрей Моторов
20 лет бунтарю Infiniti FX Войдет в учебники: как запускали самый первый Infiniti В шаге от конвейера: несостоявшиеся суперкары
Читать продолжение в источнике: Motor
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'