Десять лет назад мир быстрых машин чуть было не поехал по другим рельсам. Один почти готовый к производству автомобиль мог существенно поменять расклад сил… А мог и не поменять — история безразлична ко всяким «если бы». Тем не менее, нам выпало прикоснуться к этому автомобилю в числе немногих. Сейчас всё расскажем.
Избитое сравнение с волком в овечьей шкуре прочно пристало к заряженным версиям вполне обычных автомобилей. Но внутри Infiniti Q50 Eau Rouge скрывается не волк, а Годзилла. Под этим красным капотом громко дышит мотор от Nissan GT-R...
Кто знает, возможно, французское сочетание букв Eau Rouge сегодня вызывало бы у нас совсем другую первую ассоциацию. Оно читается «о руж» (как оружие!), в переводе — «красная вода», и отлично знакомо всем поклонникам Формулы 1. Так называется скоростной и опасный поворот на гоночной трассе Спа-Франкоршам, где проводится Гран-при Бельгии. А он, в свою очередь, назван по имени небольшой речушки, что течет неподалеку. Взять Eau Rouge как часть имени — уже довольно дерзкое заявление в автомобильном мире. Хотите лучше понять почему — освежите в памяти драматический экскурс от Ильи Фролова. Кстати, войти в «Красную воду» ему довелось на автомобиле, который играет определяющую роль и в теме этого рассказа.
«Формульное» название появилось не сразу — сначала секретный проект называли Raijin (Райдзин — японский бог грома). А так как среди инженеров и менеджеров Infiniti немало европейцев, к амбициозному начинанию приклеилось меткое Thunderclap. Это английское слово одновременно означает «раскат грома» и служит аналогом нашего устойчивого выражения «гром среди ясного неба».
Что-то подобное испытал Питер Смит, когда президент Infiniti Йохан ди Найсен озвучил идею серийного Q50 с мотором от GT-R. Смит, человек со сложной должностью (заместитель директора программ Управления проектов), признаётся, что сумел выдавить из себя лишь что-то вроде «Я изучу, что можно сделать». Но вскоре вернулся с тремя вариантами разной степени реалистичности.
Первый вариант — установить турбонаддув на 3,7-литровый V6 (с таким мотором Q50 поставлялся на некоторые рынки). Почему бы и нет! На детройтском автосалоне 2014 года, где показали Eau Rouge, дебютировал и BMW M3 (F80), который как раз сменил атмосферный V8 на рядную «шестерку» с двумя трубинами.
Второй вариант — вооружить Q50 5,6-литровой «восьмеркой», которая хорошо известна по гигантскому внедорожнику QX80. И это тоже не утопическая идея, ведь в то же самое время Mercedes C 63 AMG (W204) оснащали знаменитым 6,2-литровым V8.
Но руководство не отступилось и потребовало работать над третьим вариантом, с которого всё и началось: имплантировать под капот Q50 турбированную «шестерку» от Nissan GT-R.
Братья по оружию Почему на треке в Спа гибнут пилоты? По пятьдесят!«Самым легким решением было бы «натянуть» кузов Q50 на агрегаты ниссановского суперкара», — говорит Питер Смит. И так инженеры Nissan уже делали: вспомните Juke R — яркий проект штучных кроссоверов, которые, по сути, представляли собой именно GT-R с «надетым» сверху кузовом Juke. Но в этот раз задача была куда сложнее: сделать полноценный автомобиль — как по эксплуатационным характеристикам, так и в плане серийного производства.
Более того, в серийном Q50 Eau Rouge должны были использоваться только собственные узлы и компоненты Nissan и Infiniti. Насколько это непросто, можно судить уже по разнице компоновок. У Q50 она классическая: силовой агрегат спереди, привод — задний или полный. У GT-R двигатель также расположен спереди, практически полностью позади передней оси, но 6-ступенчатая преселективная коробка передач установлена под задними сиденьями. Такая схема называется transaxle. И инженеры даже сумели приспособить ее для полноприводного автомобиля: вал, приводящий переднюю ось, вращается внутри другого полого карданного вала, выполненного из углепластика.
О сохранении схемы transaxle не могло быть и речи. Колесная база Q50 на 7 см больше, но главное — от просторного заднего сиденья и полноценного багажника Q50 пришлось бы отказаться. Решение нашлось: мотор агрегатировали с гидромеханическим 7-диапазонным автоматом Jatco, который устанавливают на 8-цилиндровые модели Infiniti. Гидротрансформатор усилили, хотя даже стандартная версия АКП переваривает до 700 Нм крутящего момента (мотор Eau Rouge развивает около 600 Нм). На самом GT-R «шестерка» выдает чуть большую тягу — 628 Нм. Для Infiniti двигатель перенастроили, и мощность при этом даже возросла с 540 до 568 л.с. На задней оси установили усиленный дифференциал от Q70. Тормозную систему позаимствовали у того же GT-R.
Самой сложной для инженеров стала задача уместить под капотом Q50 развитую систему охлаждения ниссановского мотора — двойной турбонаддув предусматривает два масляных радиатора и интеркулер. Справились и с этим. Оставалось «всего лишь» сделать новые системы впуска и выпуска. Тем временем дизайнеры изготовили новое «оперение» с углепластиковыми деталями. Все аэродинамические элементы функциональны — их продували в аэродинамической трубе специалисты гоночной команды Infiniti Red Bull. После чего не только оптимизировали форму бампера, но и решили уменьшить дорожный просвет на 15–20 миллиметров.
На наших фотографиях самый настоящий прототип Q50 Eau Rouge. Они сделаны в Гонконге (там десять лет назад располагалась штаб-квартира Infiniti) в июне, а в августе мы ждали машину на Московском автосалоне. О серийном производстве Eau Rouge говорили на полном серьезе. В нетерпении были все. Инженеры отлично понимали, что они создали: «Получился седан, по мощности превосходящий BMW M5, только с полным приводом и в габаритах M3». На разгон до 100 км/ч Eau Rouge тратил менее 4 секунд, максимальная скорость — 290 км/ч.
Если вам нравится идея мультивселенной, то в одном из миров Q50 Eau Rouge сегодня уже продаётся во втором поколении (как, возможно, и GT-R). Но на планете Земля всё сложилось иначе. История Eau Rouge завершилась день-в-день десять лет назад, 29 декабря 2014 года. Разумеется, отмененные проекты тихо кладут в стол без всяких официальных заявлений. Но именно в тот день Йохан ди Найсен, который тогда уже возглавил Cadillac, написал в одной-там-соцсети язвительный и горький пост. «Я слышал о том, что Нобору Татеси (вице-президент Nissan — примечание «Мотора») собирается отказаться от проекта Eau Rouge, так как я больше не могу оказывать на него давление. Скажите инженерам Audi или Cadillac сделать 560-сильный седан, и вам придется их сдерживать. Для Infiniti это кажется безнадежной задачей. Они проявляют больше энтузиазма в ''помощниках водителям'', нежели в ''автомобилях для водителей''».
От суперкара в теле седана почти не осталось кругов на воде. Марка Infiniti давно попрощалась с формульной командой и так и не сподобилась создать «гало-кар», модель, которая задавала бы вершину технологий и престижа. Как, например, Honda NSX, Lexus LFA... Или родственный Nissan GT-R. Невозможно поверить в то, что в руководстве Nissan никогда не рассматривали возможности выпустить суперкар под маркой Infiniti на агрегатах издевательски быстрого и возмутительно доступного (на фоне конкурентов) GT-R. Ведь агрегаты «Годзиллы» достались даже трековому Renault Sport RS 01! В этом контексте Q50 Eau Rouge выглядит даже менее амбициозным, более приземленным проектом. Ведь настоящий гало-кар не создают для конкуренции с Lexus IS F, даже если супостат гарантированно будет размазан по асфальту.
Но с инженерной точки зрения Eau Rouge оказался, напротив, даже более амбициозным. Что, скорее всего, и поставило на нем крест. В отсутствие официальных заявлений иностранная пресса оперировала гипотезами и инсайдами (которые, на мой взгляд, не достовернее обычных слухов). Усредненные выводы звучат примерно так: силовой агрегат от «Годзиллы» в седане классической компоновки — это в первую очередь дорого и сложно, а уже потом круто. Едва ли не единственный эффект от такой трансплантации лежит в области пиара. И если суперседану Q50 этот пиар мог помочь, то самому GT-R — скорее навредить. В такой версии есть логика, да и звучит она приятнее типичной причины вроде «в последний момент мы решили, что эти деньги пригодятся нам для разработки очередного кроссовера». /m