Временные ограничения на прием и отправление самолетов в ряде российских аэропортов, которые вводились на прошедших выходных, привели к масштабному коллапсу гражданской авиации по всей стране. Так, в одном только Шереметьево было задержано свыше 200 рейсов, а в петербургском Пулково — более сорока.
Сказалось это не только на пассажирах, планировавших вылететь из временно закрытых аэропортов, но и на тех, кто собирался прибыть в них из других городов РФ или из-за границы. Как итог — тысячи людей сразу в нескольких воздушных гаванях были вынуждены часами, а то и сутками дожидаться вылета. Многие при этом жаловались на отсутствие должного информирования о происходящем от авиакомпаний, а также на непредоставление какой-либо помощи, сообщает «Фонтанка».
Как отмечает заслуженный адвокат РФ, бывший эксперт ИКАО Павел Герасимов, пассажирам в случае задержки рейса в зависимости от ее длительности полагается бесплатное питье, питание и размещение в гостинице. Впрочем, поскольку ресурсы аэропортов и инфраструктуры ограничены, оказание этих услуг большому количеству пассажиров занимает много времени, из-за чего некоторые могут их не дождаться. Как действовать в такой ситуации и какие авиакомпании никогда не помогают пассажирам задержанных рейсов, эксперт рассказал Общественной службе новостей.
«У нас есть общефедеральные авиационные правила, которые регулируют права пассажиров в случае задержки и отмены рейсов. Если непредвиденная задержка, вне зависимости от причин и обстоятельств, превышает 2 часа, предоставляется вода либо прохладительные напитки. Если задержка превышает 4 часа — горячее питание. Если 8 часов — размещение в гостинице, — объясняет специалист. — Большинство авиакомпаний, у которых есть представительство в конкретном аэропорте, без проблем справляются с такой нагрузкой. Допустим, если говорить о Пулково, где сегодня наибольшее скопление людей, то там объявляют, что пассажиры такого-то рейса в таких-то ресторанах могут воспользоваться правом на воду или питание. Предоставляется кредит на определенную сумму, которым можно воспользоваться при предъявлении посадочного талона».
Происходит это следующим образом — пассажир задержанного рейса обращается практически в любое заведение на территории «чистой» зоны аэропорта, и ему сообщают объем кредита. Суммы, как правило, небольшие — к примеру, 300 рублей на еду и 100 на воду, объясняет эксперт. Учитывая, что цены в аэропортах всегда выше, чем обычно, у многих это может вызвать недовольство, впрочем на какую-то позицию из меню выделенных денег все же должно хватить, отметил он.
«Можно пойти в ресторан и поесть, а потом предъявить чек авиакомпании»
Если задержка вылета превышает 8 часов, то авиакомпании по правилам обязаны разместить своих клиентов в гостинице. Когда пассажиров много, однако, мест в близлежащих отелях, как и выделенных автобусов, на всех может не хватить — ресурс инфраструктуры все же ограничен. Поэтому представители перевозчика выкручиваются как могут — иногда даже заказывают такси и бронируют гостиницы за пределами зоны аэропорта, рассказывает Герасимов. Это занимает много времени, поэтому при особо высокой нагрузке часть пассажиров могут не дождаться положенных услуг. Выход тут, впрочем, есть, говорит юрист.
«Люди, которые не получают эти услуги в указанный период времени, могут оплатить их за свой счет и позже в полном объеме взыскать траты с авиакомпании. Можно пойти в ресторан и поесть, а потом предъявить чек авиакомпании. Главное, без алкоголя и в пределах разумного. Если дело дойдет до суда, то нужно понимать, что суд будет исходить в своем решении из целесообразности и может занизить размер компенсации, если человек, например, съел 5 лобстеров и требует восполнить затраты. Также можно уехать в гостиницу, но там нужно брать стандартный номер либо взять справку о том, что стандартные номера закончились, — объясняет собеседник издания. — Способ возмещения затрат зависит от того, где человек приобрел авиабилет. Если напрямую в авиакомпании — квитанции нужно направлять в авиакомпанию. Если билет покупали в агрегаторе, то направлять все нужно агрегатору. Он производит компенсацию и в порядке регресса взыскивает это с авиакомпании. Авиакомпания, в свою очередь, в порядке регресса взыскивает это со страховой компании, поскольку все риски были застрахованы. Поэтому напрямую авиакомпания убытки не несет».
Все эти правила действуют и в аэропортах, не имеющих официального представительства авиакомпании, чей рейс был задержан, добавил эксперт. Отвечать за обеспечение пассажиров питьем и питанием, равно как и за размещение их в гостинице, тут будут либо старшие члены экипажа, либо сотрудники самой воздушной гавани за счет перевозчика.
«Среди российских авиакомпаний это работает безотказно. Проблем не возникнет даже с маленьким перевозчиком. Так или иначе, вопрос будет решен. То же самое с любой авиакомпанией СНГ или любой развитой страны, которые еще летают в РФ, — говорит Герасимов. — Главная проблема у нас — это компании, которые традиционно оказывают минимальный сервис, прежде всего турецкие авиалинии. Даже при наличии представителя в аэропорту они не предоставляют никаких услуг, пока прокуратура их не пнет. Всячески уклоняются от предоставления информации, питания, размещения в отелях и так далее. Специально не переносят рейсы на табло, а сдвигают на 15 минут, чтобы люди сидели у гейта и ждали посадки, хотя самолета на самом деле даже в аэропорту нет. Такой хитростью они пытаются избегать дополнительных затрат на пассажиров. Росавиация уже сделала несколько замечаний турецким авиалиниям, но, к сожалению, пока никаких мер предпринято не было».
Помимо прочего, собеседник издания заметил, что пассажир задержанного рейса вправе отказаться от перевозки — ему вернут деньги в полном объеме и багаж. Дополнительной компенсации за добровольный отказ не предусмотрено.
Ранее по теме: