Еще в 2012 году статистика внушала оптимизм: каждый третий житель РФ мог без особого напряжения купить новейшую машину. Сегодня такие времена кажутся практически фантастикой. За первое полугодие 2025 года рынок новейших автомобилей просел настолько сильно, что даже крупные скидки от дилеров уже не спасают положение.
Президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Алексей Подщеколдин отмечает: клиентов становится всё меньше, а значит — и поводов для оптимизма на авторынке немного.
"На новейшие машины дилеры дают спецпредложения, — рассказал он. — Например, на Lada Granta можно получить скидку в 300 с лишним тысяч рублей, на некоторые модели Haval — 100-200 тысяч, на Geely Emgrand — 290 тысяч. Цены падают, ведь всё зависит от продаж — а они падают ещё сильнее".
Одна из главных причин падения продаж — рост стоимости заёмных денег. Дорогие кредиты буквально вымывают покупателей с рынка. По данным отраслевых аналитиков, количество выданных автокредитов в первом полугодии 2025 года сократилось на 53% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Это серьёзный сигнал о снижении покупательской способности россиян.
Потенциальному покупателю отныне нужно в среднем 2,53 миллиона рублей, чтобы купить новейший автомобиль. Даже при наличии первого взноса банки всё чаще отказывают в кредите — слишком высокий риск, слишком много нестабильности. А тем, кто всё-таки получает одобрение, приходится мириться с огромной переплатой.
На фоне резкого падения спроса на новейшие автомобили, вторичный рынок чувствует себя сравнительно стабильнее. Продажи подержанных машин в первом полугодии 2025 года сократились всего на 4% по сравнению с прошлым годом. Да, это тоже минус, но он куда менее драматичный, чем в сегменте новейших автомобилей, где падение составило 27%.
Ключевую роль здесь вновь играют кредиты: купить авто "с рук" чаще можно за меньшие деньги, а значит, и без привлечения крупных заёмных средств. Но и здесь банки всё чаще "смотрят вглубь" — оценивают кредитную историю, доход, стабильность работы. И далеко не каждый получает зелёный свет.
В условиях падающего спроса автодилеры вынуждены играть по правилам покупателя. Предложения становятся всё более щедрыми: скидки на легковые автомобили достигают сотен тысяч рублей. Но этого уже недостаточно.
В 2025 году доля россиян, которые могут позволить себе новейший автомобиль, сократилась вдвое по сравнению с первой половиной 2012 года. Если раньше это был каждый третий человек, то сегодня — лишь каждый шестой. По словам Подщеколдина, даже самые тяжелые времена 2022-2023 годов выглядят на этом фоне не столь критично.
"Так что нынешний год мы точно не сможем назвать хорошим для автобизнеса и тех, кто мечтал купить себе машину", — заключает он.
В 2012 году в РФ продали более 2,9 миллиона новейших автомобилей. В 2024 году — около 1 миллиона.
Самыми популярными моделями на вторичном рынке остаются Lada и Toyota, особенно в регионах.
Средняя ставка по автокредитам в 2025 году превысила 19% годовых — это максимум за последние 10 лет.
Некоторые дилеры предлагают покупателям не только скидки, но и подарки: зимнюю резину, бесплатное ТО и даже смартфоны — лишь бы подтолкнуть к покупке.