Банки российского бигтеха — Озон Банк, Яндекс Банк и Вайлдберриз Банк — по итогам 2024 года выпустили 57 млн электронных кошельков и карт для своих клиентов, что больше показателя 2023 года практически в 2,3 раза. Такие оценки приводятся в исследовании Frank RG «Ежедневный банкинг: новейший уровень».
Авторы исследования отмечают, что в подлинное время такие банки растут быстрее, чем сектор в среднем, и по итогам 2025 года число открытых ими «карт» может увеличиться до 86 млн. Маркетплейсы при оплате их картами или кошельками предоставляют дополнительные скидки, которых нет при выборе других платежных средств. Однако, как подчеркивается в исследовании, банки маркетплейсов не торопятся выпускать «полноценный пластик» и в основном открывают электронные кошельки. Для сравнения: по данным ЦБ, по итогам 2024 года в обращении находится 515,8 млн карт и 241,1 млн электронных кошельков по итогам 9 месяцев 2024 года.
Электронные кошельки, как и карты, выполняют платежную функцию, но с них нельзя переводить деньги другим людям, а хранящиеся на них денежные средства не защищены системой страхования вкладов. При этом электронные кошельки можно открывать онлайн с упрощенной идентификацией. Для ее прохождения клиентам нужно указать фамилию, имя, отчество и номер паспорта. Полная идентификация требует присутствия клиента в офисе компании для подтверждения личности. От статуса идентификации зависит функционал платежного средства и ограничения по суммам идентификации.
Также, как следует из оценок Frank RG, по итогам 2024 года число активных «карт» банков IT-компаний достигло 17% на платежном рынке, увеличившись за год на 60%. Их доля на рынке потребительских кредитов выросла до 4,7%, за год увеличившись на более чем 50%, а доля остатков на счетах физлиц составила 0,5%, годовой рост составил 300%.
Осенью 2024 года Банк РФ отмечал, что банки трех крупнейших IT-компаний заняли 40% на рынке электронных денег, хотя 3 года назад их доля была в 20 раз меньше. «Цифра, которая меняет наш платежный ландшафт, — за последние 3 года банки трех крупнейших экосистем, которые основаны на бигтехе, заняли 40% рынка электронных платежей (операций с электронными деньгами. — РБК). Три года назад это было 2%», — говорила бывший первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Традиционные банки не раз отмечали, что обеспокоенны нарастающей конкуренцией с банками марткеплейсов.
Онлайн-ретейлер Ozon весной 2021 года купил у Совкомбанка небольшой Оней-банк, который затем переименовал в Озон Банк. В июле 2022 года Озон Банк запустил карту, которую выпускает как в формате электронного кошелька, так и в формате полноценной банковской карты. Полную идентфикацию можно пройти на пункте выдачи заказов Озон. С декабря 2023 года маркетплейс также стал привлекать средства физлиц на депозиты.
«Яндекс» приобрел небольшой банк «Акрополь» летом 2021 года и переименовал его в Яндекс Банк. В сентябре 2022-го банк также начал выпускать дебетовые карты как электронные кошельки, а в конце 2022 года начал принимать вклады.
В феврале 2021 года основная владелица и глава онлайн-ретейлера Wildberries Татьяна Ким приобрела 100% акций банка «Стандарт-Кредит». Через несколько месяцев он был переименован в Вайлдберриз Банк. Кредитная организация выпускает электронный кошелек «WB Кошелек» для оплаты товаров на маркетплейсе.