В условиях дефицита топлива или желания сэкономить многие водители прибегают к одному популярному, но неоднозначному приёму — смешивают бензины с разным октановым числом. Поначалу, решение кажется логичным: если в баке окажется смесь АИ-92 и АИ-95, то, возможно, получится нечто среднее — условный АИ-93. Но насколько это безопасно для двигателя? Ответ не так однозначен, как может показаться.
Для начала стоит понять, что именно обозначает октановое число. Это показатель способности бензина противостоять детонации — преждевременному воспламенению топливной смеси в цилиндрах двигателя. Чем выше значение, тем стабильнее топливо при сжатии и тем лучше оно подходит для современных высокофорсированных моторов. АИ-98 — самый устойчивый, АИ-95 — компромисс, а АИ-92 — подвержен детонации в наибольшей степени.
Автопроизводители всегда указывают, какой бензин нужно использовать. Эти данные есть в руководстве по эксплуатации и на крышке бензобака. Игнорировать эти рекомендации — значит подвергать риску ресурс двигателя и его работоспособность.
В теории, если смешать в равных долях АИ-92 и АИ-95, получится топливо с октановым числом примерно 93,5. Для моторов, рассчитанных на 92-й, такое топливо вполне приемлемо. Однако если автомобиль требует строго АИ-95 или выше, возникнут проблемы. Даже небольшое снижение октанового числа повышает риск детонации, особенно при повышенной нагрузке: при обгоне, на крутом подъёме или при полной загрузке.
Но существует важная особенность. Разные бензины имеют отличающуюся плотность, и потому в баке они могут не перемешаться как следует. Более плотный АИ-92 останется внизу, а лёгкий АИ-95 — наверху. В итоге первым будет сгорать как раз наименее подходящее топливо. Это особенно критично в момент запуска и прогрева двигателя — период, когда мотор наиболее уязвим.
Электронные системы управления и датчики детонации, конечно, пытаются компенсировать изменение параметров, но их возможности ограничены. И если такие ситуации происходят регулярно, то последствия неизбежны.
Систематическое использование неподходящего топлива или его смеси способно привести к:
повышенному износу двигателя. Детонация вызывает микровзрывы, разрушающие рабочие поверхности цилиндров и поршней.
перегреву. Некорректное сгорание смеси нарушает тепловой баланс, что ведёт к перегреву.
потере мощности. Машина хуже едет, особенно при старте и резком ускорении.
росту расхода топлива. Двигатель компенсирует потери за счёт увеличения подачи топлива.
образованию отложений. Разные присадки могут не только нейтрализовать действие друг друга, но и создавать налёт на форсунках и клапанах.
Смешивание бензинов допустимо лишь в исключительных случаях — например, если на трассе нет нужного топлива, а ехать необходимо. Тогда допустимо временное использование близкого по характеристикам бензина:
залить немного 95-го, если автомобиль требует 98-й.
или использовать 92-й, если рекомендован 95-й.
Главное — не заполнять полный бак и как можно скорее восполнить нужное топливо. Это временная мера, а не норма.
Многие считают, что чем выше октановое число, тем лучше — мол, двигатель будет "благодарен". Но это не так. Если мотор сконструирован под 92-й бензин, заливка 95-го или 98-го не улучшит его работу, а в отдельных случаях даже ухудшит. Современные двигатели создаются с конкретными расчётами под определённый уровень давления и температуры. Избыток устойчивости к детонации может снизить эффективность сгорания смеси.
Разница в цене между марками бензина кажется незначительной, но последствия постоянной экономии могут оказаться ощутимыми. Замена свечей, чистка инжектора, капитальный ремонт двигателя — всё это стоит в разы больше, чем несколько рублей на колонке.
Особенно чувствительны к качеству топлива современные турбированные и высокофорсированные моторы. У них нет "запаса прочности" под эксперименты с составом топлива.