Роботизированные системы и техника нового поколения, если верить отчётам СМИ и военные специалистов, активно используется в зоне боевых действий. Что-то даже умудряется попадать на видео с дронов или нагрудных экшн-камер. Причём речь идёт, в том числе и о роботах, управляемых ИИ. Как обстоят дела с этим в наших войсках и войсках противник? Битва роботов в зоне СВО - будущее наступило: Кто и как помогает ВС России?
Авторы канала "Мэйдэй. Хроника пикирования" сообщили, что украинские мониторинговые каналы активно публикуют кадры полёта наших истребителей пятого поколения Су-57 над Крымом, "накидывающих Одессе ракетами Х-59МК2 и Х-35У". Причём речь идёт о звене сразу из шести самолётов. Ранее СМИ сообщали о полётах тяжёлого C-70 "Охотник", который, как предполагается, работает с Су-57 в связке.
Что касается противника, то он, если верить американцам, получил несколько любопытных единиц техники, цитирую авторы "Мэйдэй":
По данным рассылки Army Times (Military) от 30 октября "в ходе отражения русского наступления на Купянск был потерян автономный гусеничный робот-убийца, управляемый ИИ". Американские военспецы сообщают о самоуничтожении [робота] "для исключения захвата врагом" после попадания "в безвыходное положение". Будущее уже здесь.
Что касается этих роботов-убийц – ещё в июле американцы сообщали, что в зоне боевых действий оказались не менее четырёх из них. Более того, доставили их якобы ещё в 2022 году. А в 2023 году ВСУ якобы ожидали "скорую отправку ИИ с колесно-гусеничной платформой, вооружением, РЭБ и развед-возможностями". В тот момент Дмитрий Рогозин назвал его "целью для российского робота "Маркер".
По словам же самих американских специалистов, экспертов AAAI Conference, роботы в теории должны были "иметь специальную спутниковую связь", хотя могут работать и без неё, "проводить самообучение на поле боя", "заминированы так, чтобы не попасть русским":
Обслуживание и изучение поведения ИИ в реальном бою не может быть доверено никому, кроме военных специалистов США и представителей разработчика.
"Вариантов достаточно"Военный обозреватель, полковник в отставке в беседе с Царьградом рассказал, есть ли перспективные истории, когда роботы и человек друг друга дополняют:
Конечно, это очень перспективные варианты. Например, у нас роботы есть "Уран-9", которые занимаются разминированием местности. Очень хорошие. Можно на эту платформу поставить турель с пулемётом, с гранатомётом, и это будет уже атакующий робот. Но надо понимать, что робот – это не машина, которая сама по себе действует. За всем роботом есть оператор. Роботом также можно назвать и беспилотник, он же тоже сам по себе работает. Но на самом деле его ведёт оператор, оператор следит через оптические приборы беспилотника за обстановкой на поле боя, за целью, на которую направляет этот беспилотник. Так что роботизированных комплексов достаточно много.
Сейчас есть роботизированные комплексы, например, боевые машины пехоты, на которые устанавливаются такие роботизированные комплексы, рассказал эксперт, которые помогают русской армии. Например, БМП ставят в окоп, и командир этой машины находится на расстоянии 100-150 метров в стороне от неё, но через планшет, который связан с приборами наблюдения, с огневыми системами комплекса, наблюдает за полем боя, и если он видит цель, он стреляет по этой цели на расстоянии 50-100 метров от своей машины.
Можно эту аппаратуру настроить на определённые цели, например, на какие-то знаки, которые есть на машинах противника. Если комплекс увидит этот знак, туда полетит противотанковый управляемый реактивный снаряд и так далее.
В случае же с противников, если говорить о реальных роботизированных системах, имеющихся у него – это беспилотники, которые летают на действительно огромные расстояния. При этом, нельзя сказать, что одна и сторон в пале разработок уступает, а другая идёт вперёд:
Для дилетантов разговор, отстают или нет. В чём-то отстают, в чём-то опережают. Мы же не посылаем наши беспилотники на расстояния полторы тысячи километров, а они посылают. И ведут эти беспилотники через спутники американские специалисты, которые находятся на Украине. Я уже не говорю о том, что на территории России, не исключено, находятся агенты украинские, которые тоже эти беспилотники запускают. Например, до Тюмени ни один украинский беспилотник не долетит, а с территории каких-то соседних областей или даже в 10-15 километров от города, от нефтебазы некто, купленный или завербованный украинскими спецслужбами, может направить беспилотник на эту нефтебазу.
Однако это не всегда относится к роботизированным комплексам. Тем не менее, в данный момент, все они напрямую связаны с работой человека. Нет такого комплекса, который действует самостоятельно, без участия человека, без программирования человеком, без руководства человека, хотя и на расстоянии большом.