Бизнес оценил последствия перебоев с мобильным интернетом перед 9 мая

Источник: РБК | Дата: 4 часов назад

В понедельник, 5 мая, пользователи в Москве пожаловались на выключение мобильного интернета и связи у всех основных сотовых операторов примерно с 11:00 до 12:00. Пользователи указывали на выключение или сбой интернета и мессенджеров Telegram и WhatsApp (принадлежит корпорации Meta Platforms, признанной в РФ экстремистской и запрещенной).

Большая часть жалоб поступила из Москвы, но сбои также фиксировались в Подмосковье, Калужской, Ивановской, Нижегородских областях, Северной Осетии и Санкт-Петербурге. Позднее Единая государственная система реагирования и ликвидации происшествий (РСЧС) разослала жителям Москвы сообщение о том, что проблемы с доступом в интернет связаны с обеспечением безопасности праздничных мероприятий. 5 мая в Москве прошла репетиция воздушной части парада, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Торжественные мероприятия пройдут 9 мая.

Москвичей предупредили о возможных проблемах с интернетом в праздники
Технологии и медиа

Аналогичные ограничения, как сообщала РСЧС, ожидаются также 7-9 мая.

Как указал представитель компании «Флай Дрон», ограничение возможности передачи и получения данных отчасти затрудняет проведение налетов дронов — стандартный способ для их навигации — определение текущего местоположения по базовым станциям, оговорившись, что гарантировать полную защиту от беспилотных атак только с помощью ограничения мобильного интернета нельзя.

Представители «ВымпелКома» (бренд «Билайн») и «МегаФона» удостоверили РБК сложности в работе мобильной связи, отметив, что это произошло по независящим от операторов причинам. В МТС, «Т2 РТК Холдинге» (Т2) и Роскомнадзоре отказались от комментариев.

Из-за ограничений жители Москвы столкнулись с невозможностью вызвать такси, воспользоваться каршерингом, арендовать электросамокат, сделать онлайн-заказ, воспользоваться онлайн-банком, подключиться к госуслугам, перевести себе на карту деньги или просто выяснить, где находится ребенок или близкий человек через службы геолокации и т.д., говорит специалист по безопасности компании Positive Technologies Алексей Лукацкий. По его словам, проблемы возникли и у бизнеса. «Малый бизнес и индивидуальные предприниматели еще больше зависимы от мобильного интернета, без которого не работают не только такси и каршеринг, но и практически все современные онлайн-кассы с эквайрингом, применяемые в совершенно различных сферах бизнеса. Владельцы [такого бизнеса] столкнулись с дилеммой: принимать оплату без отправки фискальных данных в Федеральную налоговую службу (ФНС) с риском попасть на штрафы или останавливать работу на время недоступности мобильного интернета с риском потери доходов», — отметил эксперт.

Но собеседник РБК на рынке ретейла указывает, что чеки хранятся в памяти кассового аппарата в течение 30 дней. Как только мобильный интернет восстанавливается, кассовый аппарат передает данные. Современные кассы работают в режиме онлайн и офлайн, и, если пропал выход в Сеть, система продолжает функционировать, отметил замгендиректора компании-производителя касс «АТОЛ» Игорь Вааг. «При работе со смарт-терминалом в офлайн-режиме недоступны облачные сервисы, например, товароучетное программное обеспечение, но основные функции кассы сохраняются — предприниматель может провести продажу и напечатать чек», — пояснил он в разговоре с РБК.

Когда пропадает мобильная связь, пассажиры временно не могут заказать такси или сталкиваются с тем, что поблизости нет машин — не все водители могут выйти на линию и принять заказ, пояснил представитель «Яндекс Go». Он уточнил, что в случае отключения связи во время поездки пассажир может доехать до точки назначения, как и планировал. «Когда связь восстановится, рекомендуем проверить, что поездка завершена в приложении и сумма за поездку рассчитана верно. И пассажиры, и водители могут обратиться в службу поддержки — специалисты проверят расчет даже спустя время», — дополнил он.

При сбоях может временно быть недоступен старт и окончание аренды каршеринга и самокатов — в этом случае, по словам представителя «Яндекс Go», служба поддержки также поможет закончить аренду или пересчитать оплату, но во время сбоев им может требоваться больше времени на обработку обращений.

Представитель объединенной компании Wildberries & Russ отметил, что они заметили незначительное снижение количества заказов через мобильное приложение в ряде регионов, где наблюдались временные перебои с мобильной связью, но затем ситуация стабилизировалась. По словам источника РБК на рынке доставки, при отключении пришлось помогать курьерам завершать процесс доставки и предупреждать клиентов о возможных задержках.

Представитель «Яндекс Маркета» сообщил, что, когда пропадает мобильная связь, пользователи могут столкнуться со сложностями при получении заказа в пунктах выдачи. В такой ситуации он рекомендует просить у оператора пункта доступ к сети Wi-Fi или прийти за заказом в другой день.

Представители перечисленных компаний не ответили на вопрос о том, какими были их финансовые потери из-за временного отключения мобильного интернета.

В работе финансовых организаций наиболее уязвимым стало проведение платежей физлиц, рассуждает председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Речь, по его словам, может идти, например, о переводах по номеру телефона через систему быстрых платежей (СБП) или оплате по QR-коду. Кроме-того, из-за отсутствия связи в торговых точках могли не работать карточные терминалы, которые подключены через мобильный интернет. «Как правило, такие терминалы установлены в небольших магазинах, крупные сети подключают платежные терминалы через свои беспроводные сети, работающие через оптоволокно (оптоволоконные линии связи. — РБК)», — отметил Достов.

Сооснователь консалтинговой компании Futureproof Егор Кривошея говорит, что в основном под влиянием находятся те инструменты оплаты, которые не привязаны к проводному интернету: оплата по QR-кодам на торговых точках, в том числе по СБП, переносные терминалы (mPOS), переводы вне дома. Но, например, если девайс подключен к сети Wi-Fi проблем может и не возникнуть. ⁠Согласно статистике ЦБ, в первом квартале по СБП было совершено 1,2 млрд операций на сумму около 2 трлн руб. Популярность оплаты по QR кодам растет, в том числе и благодаря популяризации СБП. Базовым сценарием все еще остается платежная карта или стикер, но популярность использования СБП растет год-к-году практически в полтора-два раза по разным показателям, поэтому они становятся все заметнее, особенно в сегменте платежей в пользу малого и среднего бизнеса.

Убытки сервисов заказа такси и каршеринга за час простоя в Москве могли достичь 30 млн руб., исходя из средней стоимости поездки 500 руб. и 30–60 тыс. несостоявшихся заказов, оценивает начальник департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров. Магазины в день простоя могут снизить выручку на 5–7% из-за проблем с оплатой, онлайн-торговля могла столкнуться с падением заказов на маркетплейсах примерно на 20%.

Источник: РБК