Бизнес развитых стран привык к тому, что всегда может рассчитывать на приток иностранной рабочей силы. Гиганты Кремниевой долины, фермеры и предприятия пищевой промышленности, отели и рестораны, строители домов и крупные магазины — все они сталкивались с нехваткой рабочей силы, привлекая иммигрантов. Одним из результатов стала поразительная демографическая трансформация: 16% населения Великобритании, 20% населения Швеции, 19% населения Германии и 14,3% населения США родились за границей. Но золотой век для работодателей подходит к концу, уверен обозреватель Bloomberg Эдриан Вулдридж.
Недовольство населения массовой иммиграцией растет, антииммигрантские партии процветают, и основные партии наконец-то обратили на это внимание. В Великобритании, например, 67% людей считают, что уровень иммиграции слишком высок, а антииммигрантская партия реформ лидирует в опросах общественного мнения.
Президент США Трамп — не единственный лидер, который борется с иммиграцией. Новейший премьер-министр Канады Марк Карни ввел ограничения для временных иностранных работников и иностранных студентов. Британский премьер-министр Кир Стармер рассказал об опасности превращения Британии в «страну чужаков».
Если борьба с растущими импортными пошлинами является самой большущий проблемой для компаний за рубежом, то борьба с ужесточением иммиграционного контроля является самой большущий проблемой внутри страны.
Что делать бизнесу с этой переменой в настроении? Одна инстинктивная реакция — подождать, когда настроение изменится снова. Ведь ураган Трампа рассеется сам собой, не так ли? И, несомненно, люди поймут, что им не хватает иностранных работников по уходу за престарелыми родителями? Вторая инстинктивная реакция — помочь изменить настроение, лоббируя более либеральную иммиграционную политику.
Оба ответа ошибочны, считает Вулдридж. «Мы наблюдаем смену парадигмы, когда речь заходит о массовой иммиграции, а не о временном изменении. Негативная реакция распространяется как на либеральные, так и на консервативные общества, и обусловлена скорее культурными проблемами, чем экономическими расчетами», — пишет он.
По словам эксперта, трудно согласиться со старым убеждением, что разнообразие — это всегда сила, когда сталкиваешься со скандалами в северных городах Великобритании, где много иммигрантов, или с бандитскими разборками в шведских пригородах. Он также напоминает, что режим ограничений, введенный США в 1924 году, действовал до 1965 года, невзирая на систему массового производства, основанную на ручном труде, и в целом оживленную экономику.
Компании могут ощутить последствия этой смены парадигмы раньше, чем ожидают. В апреле чистая миграция в США замедлилась до 600 тысяч человек в годовом исчислении, по сравнению с четырьмя миллионами в 2023 году. Поток нелегальных иммигрантов через мексиканскую границу, который при Джо Байдене увеличился до миллионов человек, тепе...