Первым «сбитым летчиком» на фронтах торговой войны США и Китая рискует стать многострадальная американская авиастроительная корпорация Boeing. Ее акции упали на 2,4% во вторник после того, как агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на анонимные источники, что Китай приказал своим авиакомпаниям прекратить поставки самолетов компании и американских авиационных запчастей.
Позднее Трамп заявил в соцсети Truth, что Китай «отказался от крупной сделки с Boeing».
На прошлой неделе авиакомпания China Southern Airlines приостановила продажу десяти своих подержанных самолетов Boeing 787-8 Dreamliner, которые планировала заменить на более крупные новейшие лайнеры.
Неясно, чем продиктован такой шаг, — приказом Пекина прекратить закупку самолетов у Boeing или перспективой резкого роста цен из-за ответных китайских пошлин на американскую продукцию в размере 125%. Но в любом случае для Boeing это тревожный сигнал.
Китай — важный рынок для американского авигиганта, который в прошлом году пережил целый ряд потрясений, включая массовую забастовку рабочих и финансовые потери. Любое ограничение поставок угрожает его доле на рынке, поскольку дает превосходства главному мировому конкуренту — европейской Airbus — и новым игрокам отрасли из Китая.
В своем годовом отчете за 2024 год, представленном в феврале, Boeing назвал Китай «значительным рынком», на который может повлиять «ухудшение геополитических или торговых отношений». Boeing не привел данные о доходах компании в разбивке по регионам.
«Если мы не сможем поставлять самолеты клиентам в Китае в соответствии с нашими предположениями и/или получить дополнительные заказы из Китая в будущем, мы можем столкнуться с сокращением поставок и/или снижением доли рынка», — написали в компании.
Государственные авиакомпании China Southern и Air China входят в десятку крупнейших перевозчиков в мире по объему выручки. Ограничение на покупку целых самолетов или запчастей из США может привести к тому, что другие китайские государственные авиаперевозчики, такие как China Eastern, Hainan Airlines, Sichuan Airlines, обратятся за новейшими заказами к Airbus или отечественным производителям самолетов. И это еще больше навредит Boeing.
Два крупнейших мировых авиаперевозчика, Ryanair и Delta, ранее заявляли, что отложат закупки самолетов Boeing, если на их заказы будут введены тарифы. «Мы могли бы отложить их и надеяться, что здравый смысл возобладает», — заявил генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири в комментарии Financial Times, обнародованном во вторник.
Акции Boeing в этом году упали на 12%.