Автомобили из Китая уверенно завоёвывают российский рынок, но не все бренды успели официально туда проникнуть. Интересно, что именно те марки, которые сегодня попадают в страну лишь по параллельному импорту, вызывают у автовладельцев самый живой интерес. Так какие из них граждане РФ больше всего хотят видеть на прилавках автосалонов — с официальной гарантией, сервисом и доступностью?
Согласно опросу, проведённому агентством "Автостат", наибольший интерес у россиян вызывают марки BYD и Zeekr. Обе компании получили по 40% голосов. Это серьёзное превосходство над остальными конкурентами.
"BYD и Zeekr с большим отрывом лидируют среди брендов, которых граждане РФ хотели бы видеть официально представленными на рынке. Это говорит о высоком уровне доверия и интереса к качеству и технологиям этих марок", — рассказал Сергей Целиков, начальник агентства "Автостат".
На третьем месте в рейтинге оказался довольно неожиданный участник — Xiaomi, набравший 25% голосов. Этот бренд более известен в мире смартфонов и техники, но отныне активно развивает и своё автоподразделение. Его электрокар SU7 вызвал ажиотаж на старте продаж в Китае, и граждане РФ, судя по всему, следят за этой новинкой с интересом.
Следом за тройкой лидеров расположились:
Lynk & Co — 14%
Nio — 5%
Denza — 4%
XPeng — 3%
Wuling — 2%
Любопытно, что все эти бренды уже присутствуют на российском рынке, но исключительно через схемы параллельного импорта. Это значит, что они не имеют официальных представительств, но машины можно приобрести у частных дилеров, пусть и без привычной поддержки.
Причин несколько. Во-первых, китайский автопром за последние годы сделал колоссальный скачок в качестве, дизайне и технологиях. Например, Zeekr принадлежит Geely, и её модели создаются в сотрудничестве с Volvo и Polestar. Это уже не просто "дешёвые китайцы", а полноценные технологичные автомобили, которые могут конкурировать с европейскими брендами.
Во-вторых, BYD на сегодняшний день — 1 из мировых лидеров в производстве электромобилей. В 2023 году компания даже опередила Tesla по объёмам продаж в Китае. Продукция BYD уже представлена в Европе и Южной Америке, так что российский рынок кажется логичным следующим шагом.
Стоит отметить, что 21% участников опроса выразили скепсис: они считают, что китайских марок в стране уже и так предостаточно, а значит, новейшие игроки просто перегреют рынок.
Это мнение подтверждает текущая статистика. По данным "Автостата", к весне 2025 года китайские автомобили заняли более 50% всех продаж на российском рынке. Такой резкий рост доли объясняется уходом европейских, японских и корейских брендов, освободивших место для новейших игроков.
Судя по тренду, интерес к "серым" китайским брендам вряд ли пойдёт на спад. И хотя многие из них уже представлены в РФ "по-тихому", официальный приход хотя бы одного из лидеров — BYD или Zeekr — может изменить расстановку сил на рынке.
К тому же это снизит риски для покупателей: появятся официальные сервисные центры, понятные условия гарантии, а цены станут более прозрачными. Сейчас же покупка "серой" машины — это всегда определённая лотерея.