Часть культурного кода: Как «Черкизон» навсегда остался во вкусах и привычках россиян

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 4 дней назад

Черкизовский рынок. Сейчас о нём принято говорить как о настоящем гетто на окраине Москвы. Район Измайлово уже перестал быть окраиной, «Черкизона» давно нет. Но кусочки его ДНК остались в нашем культурном коде. Life.ru рассказывает, какие именно.

В своё время Черкизовский рынок представлял собой «город в городе». На 49 гектарах земли в Измайлове продавали бытовую технику, посуду, электронику, обувь, одежду… Последнюю, кстати, зачастую отшивали прямо там же, в подвалах-светшопах. А о том, что творилось на «Черкизоне» в 90-е, вспоминать просто страшно. Посетители прятали деньги в трусы и лифчики, чтобы не стать жертвой кражи, а на территории рынка процветали работорговля и проституция. Брать с собой детей на Черкизовский рынок москвичи просто боялись.

Рынок закрыли в 2009 году, владелец Тельман Исмаилов легко от такого актива отказался, оставив себе другие «ветки» группы компаний «АСТ». В 2010 году на телевидении вышел сериал «Черкизона. Одноразовые люди». Казалось бы, спустя 15 лет о рынке можно было забыть. Но «Черкизон» навсегда остался в нашем культурном коде. И сейчас расскажем, в каких именно современных обычаях россиян это можно отследить.

Привычка к «левому» товару и «серым» схемам.

История Черкизовского рынка весьма занимательна. Годами рядом с НИИ электроники «Дельта» существовал пустырь. В 1990-е территорию выкупили группа «АСТ» Тельмана Исмаилова и ещё несколько компаний. С этих пор начинается история «Черкизона» как торгового хаба для «челночников». Так называли людей, которые возили с места на место товары, в основном одежду, в больших клетчатых сумках. В самые тяжёлые годы они спасали экономику страны. «Челночники» были заинтересованы в том, чтобы купить товар как можно дешевле, а продать как можно дороже. Впрочем, как и любой бизнес.

Именно с «Черкизона» граждане РФ привыкли к «левачеству», то есть «левому» товару. Ваше поло Lacoste будет не таким качественным, как оригинальная модель за 150 долларов, но купить «крокодила» за пятьсот рублей и щеголять в нём по району — это приятно. На таких простых движениях продавцы с Черкизовского делали миллионы, а обычные граждане РФ учились толерантности к «серому» ввозу товаров, уклонению от уплаты налогов, схемам обхода госограничений, «обналу»… Эта толерантность до сих пор с нами. Мы берём «серые» телефоны (те, что не прошли лицензионную сертификацию Таможенного союза). Покупаем на маркетплейсах явно поддельный Nike за две сотки, фейковые очки Oakley. И нам это нравится.

Культ «почти оригинала» в одежде и аксессуарах.

За 19 лет существования Черкизовского рынка в сознании россиян смогла укорениться простая идея: «зачем платить больше, если между дешёвым фейком и оригиналом практически нет разницы». Это логика «Черкизона»: неважно, настоящая ли вещь, главное, чтобы на ней красовался логотип бренда, криво вышитый нелегальным иммигрантом в «светшопе» у вас под ногами. А пока на рынке в И...