Каждый день челябинцев начинается с простых, но таких важных ритуалов: утреннего умывания, заваривания чая, приготовления пищи. И все это невозможно без одного важного элемента – воды. Вода, которую мы принимаем как данность, поступает к нам в квартиры благодаря тяжелому труду сотрудников предприятий водоснабжения и водоотведения.
Эти люди – настоящие герои невидимого фронта: трудятся без выходных и праздников, в любую погоду – будь то дождь, метель или зной. Их работа начинается задолго до того, как город просыпается. С раннего утра, когда улицы еще пустуют, бригады водоснабжения уже на ногах: они проверяют системы, осуществляют ремонты, следят за качеством воды, которая должна быть чистой и безопасной для каждого челябинца.
На балансе предприятия водоснабжения и водоотведения Челябинска находится более 4000 километров сетей водопровода и канализации и более 400 насосных станций. Предприятие оснащено собственной ремонтной базой, транспортом, автоматизированной системой управления технологическим производством, санитарно-лабораторной и диспетчерской службами.
Челябинск имеет один поверхностный источник централизованного водоснабжения — Шершневское водохранилище. Вода из водохранилища поступает на очистные сооружения водопровода, где она очищается, обеззараживается и подается населению в количестве около 500 тысяч кубометров в сутки — это 500 миллионов литров.
Работа специалистов требует высокой квалификации и ответственности. Они контролируют сложные механизмы и системы, которые обеспечивают подачу воды в наши дома.
Но их труд не заканчивается на подаче воды. Важно помнить, что после того, как мы использовали ее, эта вода должна быть очищена и безопасно возвращена в природу. Это еще одна важная зона ответственности работников службы водоотведения, которые днем и ночью следят за функционированием очистных сооружений.
"Мы находимся на одном из объектов канализования города Челябинска. Это довольно большой объект. Как правило, насосная станция находится под землей и делится на две части. Первая часть, где мы сейчас находимся, это грабельное отделение, здесь происходит очистка воды от крупного мусора, чтобы мусор не попадал в насосные агрегаты. Вторая часть — машинное отделение, так осуществляется перекачка этих вод в очистные сооружение канализации", — рассказывает Виктор Семёнов, начальник цеха насосных станций МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
Попав на очистные сооружения, вода сначала очищается с помощью решеток. Какие только предметы не встретишь на решетках – тряпки, газеты, обертки, полиэтиленовые пакеты. Затем воду очищают от песка, гравия, камней и другого мусора. Все эти процессы автоматизированы, но всегда находятся под наблюдением сотрудников предприятия.
"Машинист следит за работой насосных агрегатов. Открывает и закрывает напорные задвижки, всасывающие задвижки".
И хотя решетки извлекают из воды, все это безобразие, так быть не должно. Многие жители Челябинска используют канализацию как "мусорное ведро" из-за чего оборудование насосной станции может выйти из строя, а у жилых домов может образоваться засор колодца.
Чаще всего причиной засоров являются бытовые отходы, которые жители сбрасывают в унитаз. Это могут быть супы, очистки, которые лень выносить в мусорку. На втором месте — средства личной гигиены – прокладки и памперсы. На третьем – кошачьи наполнители. И хотя производители пишут, что их можно смывать, это всего лишь маркетинговый ход, чтобы продать товар. Четвертое место занимает строительный мусор.
Сотрудники службы водоснабжения и водоотведения напоминают: любую еду, какой бы мягкой она ни была, нельзя бросать в унитаз. То же самое касается оберток, костей, огрызков, кожуры. Они забивают трубы, поэтому отходы следует сортировать и отправлять в мусорный контейнер. То же правило касается и строительного мусора.
"Если выкидывать все в унитаз — это чревато последствиями. Может быть внутридомовой засор и наружный. Важно помнить, что железобетонная и чугунная труба, они не гладкие, они шероховатые. И материал не пролетает "насквозь", он цепляется за какой-нибудь выступ, к нему цепляется еще что-нибудь, так и происходит засор. Плюс если раньше было в городе мало кафе и ресторанов и они имели свои колодцы, для того, чтобы кухонный жир там отстаивался, то сегодня очень много попадает жиров в общую систему водоотведения. Жир накапливается на стенках и заужается проход для водоотведения", — объясняет Александр Кочерещенко, заместитель начальника Управления ЖКХ Администрации Челябинска.
Засор может возникнуть сразу, если в канализацию попало большое количество трудно разлагающихся предметов, которые скопились на изгибе трубы. Но иногда сначала снижается пропускная способность, грязь накапливается в течение некоторого времени, и затор получается более масштабным, плотным и растянутым по длинному участку трубопровода. Поэтому так важно делать профилактические работы по очистке колодцев.
"Сейчас подъедет машина и будет промывать с помощью шланга трубу".
Но с тем, чтобы машина подъехала, тоже есть свои трудности. Дворы Челябинска плотно заставлены автомобилями, поэтому служебный транспорт не всегда может добраться до точки назначения. Водителю приходится лавировать по дворам, чтобы подъехать к нужному месту.
Колодец прочищен, из него достали ведро мусора: в основном влажные салфетки и тряпки. И если в жилые дворы служба водоснабжения и водоотведения с трудом, но проехала, то ко многим учреждениям проехать не удается.
Поступил вызов из Городской клинической больницы номер 9 — засор канализации, нужно срочно устранять.
"Но на данный участок мы никак проехать не можем машиной. Мы здесь будем делать механическим способом. Это трубой и проволокой, руками устранять засор. Для нас каких-то погодных условий нет: дождь, снег, жара — мы все равно работаем всегда", — рассказывает Ольга Пшеницына, начальник РЭУ МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
Такая работа физически сложная и требует больших усилий. Механическое очищение засора может занять весь день.
— Ольга, я правильно понимаю, засор находится где-то под нами. Здесь два колодца и на один из них поставили "ловушку".
— Правильно вы все говорите. Мы нашли пустой колодец, там установили ловушку. Для чего? Для того, чтобы с полного колодца не улетели тряпки и мусор — то, что мы достаем из колодцев.
Сотрудникам больницы не обязательно сопровождать рабочих, узнать о состоянии канализации и колодцев можно позвонив в "сердце" предприятия водоснабжения и водоотведения — в диспетчерскую службу.
"При поступлении заявки, каждой заявке присваивается порядковый номер. И если человек, житель или управляющая компания хотят узнать о результатах выполнения этой заявки, то можно позвонить на телефон 214-00-14 и либо по адресу, либо по номеру заявки скажут результаты выполнения", — комментирует Ирина Нафтолина, начальник центральной диспетчерской службы МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
После устранения засора, бригада спешит на новый вызов, где в связи с засором произошел излив канализации на проезжую часть. Причина все та же: жильцы домов бросают мусор в унитаз. Он собирается в трубе возле ближайшего колодца, образуется засор, из-за которого сточные воды выходят на поверхность и подтапливают прилегающие территории.
Сначала засор попытались устранить механически, но это не помогло, слишком много мусора и тряпок скопилось в трубах. Поэтому решено было использовать гидродинамический способ с помощью канало-промывочной машины.
— Под давлением опускаем шланг, направляем в данном случае в сторону засора и устраняем засор. Давай, Вася!
Администрация города также выезжает на места происшествий, чтобы проконтролировать работу.
"Мониторинг мы осуществляем ежедневно. Отдел благоустройства в администрации в ежедневном режиме мониторит изливы и все другие проблемы района. Сразу мы сообщаем в МУБ ПОВВ, делаем заявку и они реагируют в рамках своих возможностей. Если в другом месте нет аварийного чего-то, то выезжают сразу и в любом случае в течение 24 часов устраняют. У нас взаимодействие есть", — рассказывает Татьяна Букреева, и.о. главы Тракторозаводского района Челябинска.
Но не всегда причина аварийных ситуаций — беспечность горожан. Часто трубы просто "изнашиваются", что приводит к подтопам. На улице Братьев Кашириных случился излив воды из-за ветхих труб, сотрудники службы водоснабжения и водоотведения приехали производить ремонтные работы.
"Когда-то можно просто колом обойтись, а где-то придется и сварочные работы производить, установка хомута. Нужен профессионализм не только слесарей, но и машинистов экскаваторов . Самое сложное — когда коммуникации проходят: газ, канализация, электросети, телефонка, все в одном месте бывает И сложно ремонтные работы производить, ведь наша труба всегда глубже всех коммуникаций лежит", — говорит Александр Ярцев, мастер МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
На трубе обнаружили "свищ" — из-за него и протекает труба. Сначала в место повреждения вбивают деревянный кол, затем на него накладывают железную "лапку", а позже произведут сварочные работы.
На балансе города более 4 тысяч километров сетей водоснабжения и водоотведения. Администрация Челябинска уделяет особое внимание состоянию труб и канализации. В следующем году запланирован ремонт и замена сетей водоснабжения и водоотведения на сумму более 1,5 миллиарда рублей.
А совсем недавно запустили одну из веток напорных канализационных коллекторов в районе железнодорожного вокзала. Для этого пришлось не просто починить, а построить новый коллектор.
"Он способен будет принять все стоки и передать дальше. Длина коллектора примерно 250-270 метров. Диаметр 800 мм. Все осложнялось условиями: дорога, много пересечений с кабелями, с другими сетями смежных организаций", — объясняет Александр Шишков, и.о. гендиректора МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
Также в этом году была проведена колоссальная работа по ремонту главного водопровода номер девять.
"Здесь было заменено около километра трубопровода участка на пластиковую трубу, восстановлены все камеры. Работа еще не завершена, мы видим, что тут еще раскопка. Скоро будет выполнена переврезка и у жителей Ленинского района будет более стабильная вода и давления. Также одновременно с этим был выполнен ремонт канализационного коллектора", — рассказывает Вячеслав Корабельников, заместитель инженера по эксплуатации МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
Сотрудники МУП ПОВВ работают круглосуточно. Есть даже ночные бригады, которые всегда готовы прийти на помощь при аварийной ситуации. Бригады горводопровода в день устраняют от 6 до 12 повреждений на водопроводных сетях по всему городу и около 100 засоров. Также за день бригады чистят 50 канализационных колодцев и примерно 700 метров сети гидродинамическим способом. Но, по словам сотрудников предприятия, самое сложное — это не физическая нагрузка.
"Самое сложное в этой работе — это общение с людьми. Зачастую нашу работу не видят и не понимают. Например, нас вызывают на какие-то заявк, люди приезжают, отрабатывают, но не всегда их видно. Потому что, например, засор происходит в одном месте, а мы чистим коллектор в другом месте. И люди жалуются, что мы должны приехать в место, где у них "болит" не понимая, что не всегда проблема решается там, в "болевой точке"", — говорит Александр Шишков, и. о. гендиректора МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
Тоже самое и по водоснабжению — люди видят излив и ожидают, что сотрудники предприятия моментально появятся устранять проблему. Но горожане забывают, что перед этим нужно просмотреть схемы, понять, где сделать отключение, выехать и сделать его и только потом приступить к работам.
Но есть и челябинцы, которые довольны работой предприятия водоснабжения и водоотведения. Сергей Пугачев живет в Калининском районе Челябинска больше 15-ти лет. Признается, когда только переехал, часто были проблемы с водой, а сейчас отключения только плановые, профилактические.
"Намного все лучше стало, чем было раньше. Отключения воды происходить стали меньше и по канализации стало все лучше", — говорит Сергей Пугачев, житель Челябинска.
Нужно помнить, что за каждым краном, из которого льется вода, лежит огромный труд многих людей. Это не просто рабочие, это те, кто ежедневно обеспечивает комфорт и безопасность для челябинцев. Они выполняют свою работу с достоинством, зачастую оставаясь в тени. Их труд не так заметен, как работа врачей или учителей, но именно благодаря им мы можем выполнять наши привычные бытовые действия.
"Люди, которые здесь работают, они должны быть преданы своему делу. Не за зарплату здесь люди ходят, работают на самом деле, а ходят работают для того, чтобы город стал чище", — комментирует Александр Шишков, и.о. гендиректора МУП "ПОВВ" г. Челябинска.
Каждый раз, когда вы привычно набираете воду из крана или принимаете душ, помните, что чистая вода — это результат ежедневного труда почти трех тысяч человек.
Челябинск живет, и за этой жизнью стоит труд простых рабочих, которые ежедневно совершают маленькие, но значимые победы в своем нелегком деле.
Чистая вода без перебоев: как в Челябинске следят за системой водоснабжения
Подпишитесь и читайте новости "Вести Южный Урал" там, где удобно: Telegram, ВКонтакте