
Девятое мая — день памяти не только тех, кто не пришел с войны, но и повод вспомнить тех, кто с фронта вернулся и продолжил работать, восстанавливать, развивать и защищать страну в мирное время, чем, например, занимались ветераны Управления ФСБ. О судьбе тех, кто даже после войны "жили службой" специальный репортаж корреспондента ГТРК "Южный Урал" Аделины Рязановой.
Страшная война объединила всех советских граждан. И своих сослуживцев-ветеранов в региональном Управлении ФСБ помнят поименно. 145 южноуральских чекистов ушли на фронт. Около сотни человек погибли на полях сражений. Но были и те, кому все же посчастливилось вернуться домой с победой.
— Как я рада вас видеть!
Словно семья обмениваются объятиями ветераны ФСБ, признаются, их встречи редкие, но всегда по-особенному трепетные. В этот раз на дружеском чаепитии вспоминают не коллег, а героев. Эти люди воевали в Великой Отечественной войне, а после и в мирное время продолжали защищать секреты страны, хранить безопасность государства и жителей региона. Одним из таких был генерал-майор Владимир Петрович Новиков. Строгий, краткий, справедливый.
— Я у него часто был на приеме, внутри когда находишься ощущаешь волнение.
В начале Великой Отечественной войны Владимира Новикова призвали и зачислили курсантом в Челябинское танковое училище. В сентябре 1942-го после окончания танкового училища он отправился на фронт командиром танкового взвода. Воевал под Сталинградом. Днем и ночью подразделение находилось на передовой, отбивая атаки и контратакуя противника. В одном из боев Новиков получил тяжелое ранение. После длительного лечения был направлен в органы государственной безопасности: от оперуполномоченного в контрразведке дослужился до руководителя регионального управления. Валентина Козлова признается, работала под его началом еще 18-летней девчонкой.
"Я его вспоминаю, вот нас поздравляли с 8-м марта, мы же такие все интересные девочки и столько такта, и это вот внутренняя интеллигентность", — рассказывает Валентина Козлова, ветеран ФСБ.

Умер южноуральский чекист в 1979 году на рабочем месте. Листая страницы книги почета, в музее управления ФСБ ветераны одну за другой рассказывают истории о таких же воинах, кто стоял на страже государственной безопасности и после войны.
— Вот пожалуйста, Самойлин Виктор Васильевич.
Виктор Васильевич Самойлин был направлен на фронт в апреле 1943 года. Боевое крещение получил на Курской дуге. Принимал участие в форсировании Днепра, освобождении Украины, Польши и Чехословакии. Он командовал взводом минометной батареи в составе частей 1-го Украинского фронта.
— Вот приятно было общаться, без натуги. Ни он, ни я никакого давления друг на друга не оказывали, как будто мы вот пальчики на руке.
Сын героя Юрий Самойлин вспоминает: в детстве между домашними делами, рыбалкой и походами за грибами не замечал отличие отца от обычных людей. Но по какой-то причине его фотографии часто мелькали в газетах. Глава семейства о войне говорить не любил, поэтому о подвигах папы Юрий узнавал из изданий.
"В феврале 1945 года при форсировании реки Нейсе группе наших военных удалось форсировать реку и закрепиться на противоположном берегу. Ну и отец со своим расчетом минометов тоже был туда переправлен", — объясняет Юрий Самойлин, сын Виктора Самойлина.
Тогда Самойлин командовал батареей и десантным подразделением, отбившим у противника плацдарм для развития дальнейшего наступления. За семь дней наши бойцы отразили более двадцати атак врага, уничтожив около трехсот солдат и танк. Именно за этот подвиг Виктор Васильевич был представлен к Золотой Звезде Героя Российской Федерации.
"Естественно, гордость она всегда присутствует. Потому что ну может быть не каждому дано совершать подвиги. Да то, что остался жив, вот это уже большой подвиг, я считаю", — говорит Юрий Самойлин, сын Виктора Самойлина.

Книга памяти хранит каждый портрет воина, чье имя на века останется в истории. Так в числе освободителей Вены в 1945-м был Анатолий Александрович Дорогов. Он служил в воздушно-десантной дивизии. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Югославии, Венгрии и Австрии. На его счету — 479 дней непрерывных боев. Бойца дважды ранили, но после лечения Анатолий Дорогов каждый раз возвращался в свою 5-ю Гвардейскую. В 1946-м поступил на службу в органы госбезопасности.
"Составлял план обучения и настолько был заинтересован, как мы это все понимаем. Мы должны были не только понять, но и доложить, учил нас глубоко думать", — рассказывает Людмила Шумакова, ветеран ФСБ.
Умом и находчивостью отличался и минометчик Агзям Мавлютович Лукманов. Он участвовал в Корсунь-Шевченковской военной операции. Старшина гвардейской бригады был в числе солдат, которые огневым валом смели позиции врага и позволили стрелковым частям продвинуться на юго-запад. После войны Лукманов служил в КГБ. Николаю Тютикову посчастливилось работать под руководством героя. И однажды на юбилей своего начальника Николай решил написать его портрет. Только позировать, как выяснилось, Лукманов не любил.
Герои всех времен: в Челябинской области вспоминают подвиги сотрудников УФСБ
Подпишитесь и читайте новости "Вести Южный Урал" там, где удобно: Telegram, ВКонтакте