В Германии начинается новейшая эпоха ускоренных реформ: правительство под руководством федерального канцлера Фридриха Мерца заявило о намерении провести масштабные изменения в законодательстве всего за несколько месяцев. Впервые ключевые законопроекты будут инициированы напрямую парламентскими фракциями, что позволит сократить бюрократические проволочки и вывести страну на новейший курс уже с 1 января 2026 года.
Этот дерзкий проект проникает в самые уязвимые области — от налогообложения и трудового законодательства до социальной защиты и жилищных рынков. Давайте обозначим ключевые направления реформ, взвесим их выгоды и потенциальные риски.
Кнопка ускорения
Вместо привычных министерских «бумажных марафонов» канцлер Мерц включил «Gesetzgebungs–Turbo»: фракции вносят законопроекты напрямую, минуя длительные согласования в кабинетах и Бундесрате. Как сообщает таблоид Bild, на первом коалиционном совещании 28 мая лидеры CDU/CSU и SPD установили жесткий дедлайн — все базовые законы должны быть приняты к середине июля, чтобы вступить в силу с начала 2026 года.
«Активрента»: пенсия — трамплин, а не финиш
«Старость — это не финишная лента, а стартовая полоса для новой карьеры», — так описывает суть реформы Tagesschau. Работающим пенсионерам разрешат зарабатывать до 2000 евро в месяц без налогообложения (tagesschau.de). Экономисты сравнивают эту меру со швейцарским «пенсионным бонусом»: государство теряет часть налоговых поступлений, но выигрывает за счет гибкости на рынке труда, где каждый третий инженер уже перешагнул 60–летний рубеж.
Неделя вместо суток
Реформа Закона о рабочем времени предлагает заменить привычный суточный лимит (8 часов) на недельный потолок — до 48 часов по усмотрению работника и работодателя. Торговая федерация называет это «win–win для гибкой экономики» (sueddeutsche.de), а профсоюзы требуют гарантий, что «48 часов ≠ 48 ударов хлыста».
Электричество по цене тишины
Чтобы сдержать рост тарифов, правительство снижает Stromsteuer (налог на электроэнергию) до разрешенного в ЕС минимума. Согласно коалиционному договору (tagesschau.de), экономия составит не менее 5 евроцентов за киловатт–час. По подсчетам аналитиков IW Köln, для семьи из трех человек это эквивалентно «бесплатному» месяцу работы стиральной машины в год.
Дорога, оплаченная казной
С 1 января 2026 года каждый километр пути на работу будет учитываться по ставке 38 центов вместо прежних 30 центов за первые 20 км (tagesschau.de). Экологи критикуют эту «налоговую бензоколонку», утверждая, что она стимулирует использование автомобилей. Однако кабинет уверяет: «Сначала мы облегчаем кошелек, потом — заботимся о планете».
Базовая страховка вместо «гражданского дохода»
Главные дебаты разгораются вокруг замены Bürgergeld (гражданског...