Содержание:
«Самолет Судного дня» — это неофициальное обозначение военных самолетов, которые используются для управления войсками и государством в случае ядерной войны или другой катастрофы, когда наземные командные центры могут быть уничтожены. Термин (в английском — Doomsday plane) возник во время холодной войны, когда угроза ядерного конфликта была особенно реальной. Он является отсылкой к понятию Судного дня в авраамических религиях, который соотносим с «концом света». Такие самолеты оборудованы системами, устойчивыми к электромагнитным импульсам (ЭМИ) и радиации, что позволяет им функционировать в экстремальных условиях.
Основными функциями «самолетов Судного дня» являются:
Эвакуация политического и военного командования, включая главу государства, министра обороны и других высших должностных лиц, в экстренных ситуациях.
Поддержка связи с вооруженными и ядерными силами.
Обеспечение автономного управления государством. Благодаря способности дозаправляться в воздухе, эти летательные аппараты могут находиться в небе без приземления на протяжении десятков часов. Кроме того, они устойчивы к электромагнитным импульсам и другим эффектам, вызванным ядерным взрывом.
Boeing E-4B Nightwatch (с англ. «Ночной дозор») — это усовершенствованный пассажирский Boeing 747-200. Название воздушное судно получило в честь одноименной картины голландского художника Рембрандта. Оно служит Национальным воздушным операционным центром (National Airborne Operations Center, NAOC) и предназначено для управления ядерными силами. Первый самолет был разработан в 1973 году. Всего на вооружении Соединенных Штатов их стоит четыре. Они базируются на авиабазе Оффатт в Небраске. Один самолет всегда готов к вылету в течение нескольких минут.
E‑4B оснащен передовыми системами связи, включая спутниковые антенны, а также сверхнизкочастотные передатчики. Его фюзеляж защищен от радиации и ЭМИ. Самолет вмещает до 111 человек. У него 3 палубы, разделенные на функциональные зоны, включая командную, связи, для отдыха, брифингов и другие. Из-за возможности воздушной дозаправки время нахождения самолета в полете ограничено необходимостью обслуживать на земле двигатель и истощением запасов еды и воды. Самый долгий непрерывный полет составляет 35 часов, хотя теоретически время нахождения в воздухе достигает семи дней. Стоимость одного такого самолета превышает $220 млн.
Nightwatch неоднократно использовался. Так, самолет служил мобильным штабом для американского лидера Джорджа Буша-младшего во время терактов 11 сентября 2001 года. В июне 2025 года E‑4B был задействован в период эскалации напряженности между Вашингтоном и Тегераном, вызванной развитием ядерной программы Ирана, когда американский президент Трамп выдвинул требование о капитуляции Исламской Республики. Кроме того, Nightwatch предоставляются в пользование Федеральному агентству по управлению в чрезвычайных ситуациях США во время природных катастроф.
Срок эксплуатации E-4B заканчивается в 2030-х годах, поэтому сегодня США разрабатывают самолету замену. Проект называется Survivable Airborne Operations Center, что переводится как Центр управления воздушно-десантными операциями. Военно-воздушные силы Соединенных Штатов заключили контракт на разработку преемника Nightwatch с компанией Sierra Nevada в апреле 2024 года. Его сумма — $13 млрд. Основой для создания нового «самолета Судного дня» послужит лайнер Boeing 747-8. Однако Boeing не задействована непосредственно в разработке. Компания выбыла из конкурса из-за разногласий по финансовым условиям договора.
Самолет управления и связи E-6 Mercury также создан корпорацией Boeing. В его основу лег пассажирский лайнер Boeing 707. В 1989 году на вооружение поступила первая модификация, получившая обозначение E-6A, а в 1997 году была спроектирована улучшенная версия E-6B. К 2003 году весь флот E-6 из 16 самолетов был модернизирован до конфигурации E-6B. Экипаж самолета составляет 22 человека, а его стоимость превышает $140 млн.
E-6B преимущественно используются для связи с подводными лодками. Для этого они оснащены специальным оборудованием и 8-километровой антенной, которая позволяет передавать радиосигналы с длиной волны на десятки километров. Самолеты принимают сигналы управления от вышестоящих штабов и передают их подлодкам, несущим баллистические ракеты. Такая система получила название TACAMO (Take Charge And Move Out — «Принять командование и улететь»). Кроме того, самолеты оборудованы бортовой системой управления запуском (ALCS), также известной как Looking Glass («Зазеркалье»). Она позволяет во время полета отдать самостоятельный приказ для нанесения удара шахтными межконтинентальными баллистическими ракетами Minuteman III, если командование выведено из строя или недоступно.
Самолеты E-6 Mercury также приближаются к выработке своего ресурса, поэтому Соединенные Штаты ведут разработку нового воздушного командного пункта E-130J. Соответствующий контракт Пентагон заключил с компанией Northrop Grumman в декабре 2024 года. Общая стоимость проекта составляет $3,5 млрд. Работы должны быть завершены к 2034 году. Строить самолет будут на базе военного транспортника C-130J Hercules от Lockheed Martin.
Российский Ил-80 (Ил-86ВКП) был спроектирован в конце 1980-х годов в опытно-конструкторском бюро Ильюшина (сегодня ПАО «Ил») на основе пассажирского лайнера Ил-86. Первый полет Ил-80 произошёл в 1985 году, а его ввод в строй произошел в 1992 году. Всего было построено 4 таких воздушных судна. В декабре 2020 года стало известно, что из самолета Ил-80 на аэродроме Южный в Ростовской области было украдено несколько блоков радиоаппаратуры на сумму более 1 млн руб.
Воздушное судно предназначено для эвакуации высшего военного командования страны в период угрозы и одновременного управления вооруженными силами в условиях конфликта любой степени интенсивности. Самолет имеет возможность воздушной дозаправки и не оборудован иллюминаторами для лучшей защиты от ядерных факторов. На носу фюзеляжа находится специальный накладной отсек, похожий на «горб». В него помещен бортовой комплекс радиотехнических средств «Звено», включая антенны для связи с подводными лодками.
В 2015 году оборудование на одном из Ил-80 было модернизировано в границах программы «Звено-2». Через несколько лет, в 2018-м, Минобороны заключило с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» контракт на разработку нового «самолета Судного дня». Он будет создан на базе широкофюзеляжного Ил-96-400М. Проект называется «Звено-3С». В 2021 году Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) начало его строительство. Предполагается, что дальность полета усовершенствованного самолета превзойдет показатели предыдущей модели в 2 раза. Однако точные технические характеристики, как и в случае с Ил-80, являются государственной тайной. Завершение разработки запланировано на 2027 год.
Сравнивая российский Ил-80 и американский «самолет Судного дня» Boeing E-4B Nightwatch на основе открытой информации, можно отметить следующее:
Базовая платформа. Оба летательных аппарата созданы на базе дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов. Ил-80 — на основе Ил-86, а E-4B — на базе Boeing 747-200.
Количество экземпляров. США и Российская Федерация имеют по 4 самолета данного типа.
Экипаж. E-4B может вместить до 111 человек, в то время как вместимость Ил-80 не раскрывается.
Автономность. Оба самолета имеют возможность воздушной дозаправки, что значительно увеличивает время нахождения в воздухе. Самый долгий известный непрерывный полет E-4B составляет 35 часов. Данных по Ил-80 в открытом доступе нет.
Защита. Оба самолеты имеют защиту от ЭМИ, радиации и других ядерных факторов.
Стоимость. Стоимость E-4B составляет более $220 млн за единицу, данные по Ил-80 не раскрываются.
В мирное время «самолеты Судного дня» совершают полеты в границах плановых учений для поддержания рабочего состояния, тренировок экипажей и тестирования технических систем. Кроме того, они могут быть задействованы для сопровождения высших должностных лиц. Например, E-4B используется для поездок министра обороны. Их также поднимают в воздух при повышении боевой готовности на фоне международной напряженности. При этом полеты этих самолетов всегда привлекают к себе внимание СМИ, так как ассоциируются с кризисами и угрозами.
«Самолеты Судного дня» имеют стратегическое значение, невзирая на отсутствие вооружения на борту, так как являются важным инструментом сдерживания. Они обеспечивают непрерывность управления при разрушении наземной инфраструктуры. Кроме того, сам факт существования таких самолетов оказывает психологическое воздействие на потенциальных противников путем демонстрации готовности к ответным действиям даже в условиях ядерной войны.
«Самолет Судного дня» выполняет роль командного пункта в случае ядерной войны или масштабных бедствий. Его задача — обеспечивать руководство страной и армией.
Термин появился в 1970-е годы в период холодной войны и отражает предназначение этих самолетов — обеспечить управление страной в самых экстремальных условиях, включая ядерный конфликт. Он связан с библейским понятием Судного дня, который ассоциируется с «концом света».
«Самолеты Судного дня» совершают полеты в учебных целях, для технических проверок, сопровождения первых лиц государства и демонстрации боевой готовности. В случае реальной угрозы они могут использоваться для эвакуации руководства и управления вооруженными силами.
Полноценные «самолеты Судного дня» есть только у РФ и США. Некоторые страны, например Израиль, имеют самолеты, выполняющие роль командного центра, но они не предназначены для использования в условиях ядерного конфликта.