Что важно знать о блокировке звонков в Telegram и WhatsApp

Источник: РБК | Дата: 1 неделя назад

Роскомнадзор (РКН) объявил о частичном ограничении работы голосовых вызовов (VoIP) в мессенджерах Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ). Решение, по заявлению ведомства, вызвано их использованием мошенниками и «отказом соблюдать требования российского законодательства». Как пояснила служба, блокируется только функция звонков: чаты, пересылка файлов, «статусы» остаются доступными.

Минцифры, в свою очередь, считает, что ограничение звонков — положительно повлияет на снижение количества мошеннических вызовов. Министерство отметило, что Telegram и WhatsApp, невзирая на неоднократные предупреждения со стороны властей, отказываются соблюдать требования российского законодательства. В частности, компании не предоставляют информацию по запросам правоохранительных органов по массовым случаям мошенничествам и фактам планирования и совершения террористических актов в РФ. «При этом все требования о предоставлении такой информации по запросу зарубежных спецслужб оперативно выполняются», — говорят в министерстве. Там уточнили, что восстановление функции звонков возможно только при выполнении мессенджерами требований российского законодательства.

По итогам 2024-го, как сообщал РБК представитель Роскомнадзора, Telegram по требованию ведомства удалил 95 тыс. интернет-страниц с запрещенными материалами, в январе — феврале 2025-го — еще 16 тыс. (против 13,6 тыс. в аналогичный период прошлого года).

Представитель Telegram рассказал РБК, что мессенджер активно борется с вредоносным использованием своей платформы, включая призывы к саботажу, насилию и мошенничеству. Модераторы с помощью нейросетей и машинного обучения мониторят публичные части платформы и принимают жалобы, чтобы ежедневно удалять миллионы единиц вредоносного контента.

РБК направил запрос в WhatsApp.

WhatsApp и Telegram — самые популярные мобильные приложения у россиян. По данным исследовательской компании Mediascope, месячный охват WhatsApp у аудитории старше 12 лет по итогам июля 2025 года составлял 96,2 млн человек, Telegram — 89,8 млн. Для сравнения, у занимающего третье место «Сбербанка» аналогичный показатель — 78,9 млн, у «ВКонтакте» — 72, 9 млн. По показателю среднесуточного охвата эти мессенджеры также лидируют: хотя бы раз за день WhatsApp используют 81,8 млн россиян, Telegram — 67,4 млн.

Telegram основан бизнесменом Павлом Дуровым, который позиционирует его как независимый и защищающий приватность. В июне Telegram обвинили в связи с Федеральной службой безопасности и уязвимости переписки для перехвата и расшифровки сообщений спецслужбами через инфраструктуру компании Global Network Management Inc. (GNM, зарегистрирована на островах Ангигуа и Барбуда), предоставляющую технические услуги подключения серверов и IP-адресов для Telegram. В GNM на это ответили, что компания является транзитным провайдером, не имеющим доступа к содержимому трафика, ключам шифрования или внутренней архитектуре Telegram. Там подчеркнули, что даже при перехвате сетевого трафика невозможно определить, кто с кем общается, или расшифровать сообщение без ключа. 

Дуров назвал обвинения недостоверными и подчеркнул, что мессенджер уже более 12 лет отстаивает «право людей на частную жизнь и свободный доступ к информации». Бизнесмен не исключил, что речь идет не о «безобидных ошибках журналистов», а о «целенаправленной кампании по дискредитации» мессенджера.

WhatsApp принадлежит корпорации Meta (признана в РФ экстремистской и запрещена). Штаб-квартира Meta находится в США. Мессенджер является крупнейшим в мире по числу пользователей.

Для ограничения голосовых звонков в мессенджерах используются технические средства противодействия угрозам (ТСПУ, предназначены для фильтрации трафика и блокировки запрещенных ресурсов с помощью технологии DPI — глубокой фильтрации трафика по содержимому пакетов), объясняет директор по инфраструктуре облачного провайдера «EdgeЦентр» Алексей Учакин. ТСПУ по требованию законодательства ставится ФСБ на сетях операторов связи и провайдеров. Учакин пояснил, что голосовой трафик можно отделить от остального, так как он имеет определенные паттерны и использует конкретные протоколы — например, SIP (протокол установления сеанса). «Заблокировав определенные пакеты по известным сигнатурам мы можем выключить конкретную функцию в мессенджере. В целом в условиях установки ТСПУ у всех операторов заблокировать трафик какого-либо приложения не составляет большого труда. Да, местами не очень аккуратно, но цель будет достигнута», — добавил эксперт.

Определение и блокировка звонков через мессенджеры в сетях российских операторов происходит в первую очередь с использованием инфраструктуры ТСПУ, выполняющей требования Роскомнадзора, говорит директор по развитию и эксплуатации услуг связи IT-интегратора «Телеком биржа» Анастасия Биджелова. Без ТСПУ, по ее словам, оператор не смог бы эффективно выполнять эти законодательные требования.

Она пояснила, что звонки в приложениях вроде WhatsApp или Telegram работают через Wi-Fi или мобильный интернет, а не через обычную телефонную сеть. «Голос преобразуется в цифровой сигнал, который передается через интернет в виде пакетов данных на серверы приложения. Затем сервер маршрутизирует их и передает вашему собеседнику. Операторы связи или регуляторы, например, Роскомнадзор, могут определять такие звонки, анализируя интернет-трафик. Они видят, что связь идет с известными серверами именно этих мессенджеров. Чтобы заблокировать такие звонки, они прерывают связь устройства с этими серверами, в итоге чего звонок не может начаться или обрывается», — рассказала Биджелова.

У операторов широкополосного доступа в интернет стоят специальные устройства для фильтра трафика (DPI), объясняет партнер Exectica Capital Алексей Замесов. В них используется так называемый глубокий анализ пакета. «Технически «поведение» WhatsApp или Telegram понятно по специфическим сигнатурам, и оператор может определить, что тот или иной трафик — это голосовой вызов, — объясняет Замесов. — Оператор видит, что соединение из точки А в точку Б похоже на звонок. И он это соединение начинает портить. В итоге звонка не то чтобы нет вообще, он просто плохого качества».

Ни WhatsApp ни Telegram не имеют представительств в РФ, как это предписано законом о «приземлении» IT-гигантов, который вступил в силу в январе 2022 года. Документ обязывает зарубежные IT-компании с суточной аудиторией более чем 500 тыс. пользователей открыть в РФ филиал, уполномоченное юрлицо или представительство.

Дуров в середине июня заявлял, что планов по открытию офиса в стране «нет и быть не может по многим причинам». Оба мессенджера при этом внесены в реестр организаторов распространения информации, такие компании обязаны хранить информацию о пользователях и переписках и предоставлять ее по просьбе ФСБ и других уполномоченных госорганов. Telegram был включен в реестр в 2017 году, а WhatsApp — только в 2024 году. Оба сервиса с 2023 года также включены Роскомнадзором в перечень мессенджеров, запрещенных для передачи платежных документов и персональных данных россиян.

Накануне блокировки, Forbes со ссылкой на источник сообщил, что «большая четверка» операторов связи (МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2) обратилась с просьбой запретить звонки через иностранные мессенджеры. Просьба бизнеса была связана с уменьшением использования обычных телефонных звонков, из-за чего компании теряют средства для поддержания инфраструктуры, которая, в свою очередь, дорожает «с точки зрения обеспечения бесперебойного сигнала», рассказывал РБК первый замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев.

Но ограничение звонков в мессенджерах вряд ли приведет к значительному росту доходов мобильных операторов, сомневается Алексей Учакин из «EdgeЦентр». «Современное поколение мало общается голосом, предпочитая текст. Для тех, кому нужен голос, в пакетах операторов есть минуты, которые сегодня практически никто не использует и не выговаривает. Поэтому голос уйдет в сети мобильных операторов, но платежи в их сторону не вырастут — люди будут выбирать минуты из пакета», — считает эксперт. С ним согласна Анастасия Биджелова, по мнению которой более логичная реакция пользователей — переход на другие доступные интернет-сервисы, где звонки бесплатны.

Руководитель проектов компании «Интеллектуальная аналитика» Тимофей Воронин также считает, что после блокировки звонков в мессенджерах стоит ожидать роста интереса россиян к другим сервисам, позволяющим осуществлять звонки, включая соцсети и мессенджеры. Одним из последствий запрета, по его мнению, станет увеличение трафика операторов. «Здесь важно понимать, что увеличение трафика приведет не только к росту доходов операторов, но и к увеличению нагрузки на их инфраструктуру, что может привести и к расходам на ее поддержание», — добавил эксперт. Объем голосовых услуг у сотовых операторов уже показывает рост на 10-20% в зависимости от региона, отметил глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

Часть пользователей голосовых звонков, по словам Замесова, перейдет в альтернативные мессенджеры, например, FaceTime от Apple. Часть будет пользоваться обычной связью сотовых операторов. «При этом мы понимаем, что международная связь останется в интернете, — утверждает Замесов. — Потому что использовать для этих целей обычную связь попросту дорого. Пользователи будут искать альтернативные мессенджеры».

На момент публикации «большая четверка» операторов не комментировала решение службы.

Российский бизнес активно пользуется мессенджерами в том числе для задач автоматизации процессов, но преимущественно не голосовыми звонками, а чат-ботами и каналами, которых текущая блокировка не касается, отмечает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. Мессенджеры, по его словам, завязаны на бизнесе, и Telegram гораздо больше, чем WhatsApp.

Для коммуникации сотрудников, по мнению Клименко, голосовые звонки в мессенджерах «не самый лучший способ», но даже если кто-то выстроил ее через них, переход на обычные звонки по номеру телефона или другие мессенджеры не будет дорогим, поэтому критического влияния на бизнес блокировки не окажут, полагает он.

«Голос — это универсальный ключ коммуникации, а мессенджеры стали пультом управления бизнесом, особенно для малого бизнеса. В нашей реальности клиенты и предприниматели чаще предпочитают голосовые сообщения, пресловутые «голосовухи», которые остаются доступными. Ограничение звонков создает неудобства, но не является критическим барьером для общения. «Девочка» записывается «на ноготочки» не звонком, а «голосовухой», — рассуждает Денис Терехов, управляющий партнер платформы Aritificial Intelligence Relations. «Ограничения неприятны», констатирует он: «Но как показывает пример ОАЭ, где голосовые звонки в мессенджерах запрещены, люди все равно находят выход».

Источник: РБК