МОСКВА, 9 марта. Реализация проекта по созданию Северного широтного хода (СШХ) на Ямале возможна после стабилизации ситуации на рынке углеводородов, так как углеводородное сырье должно составить основу грузопотока этой магистрали. Такое мнение высказал в интервью ТАСС председатель комиссии Госсовета по направлению "Эффективная транспортная система", глава Республики Бурятия Алексей Цыденов.
В ноябре 2022 года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что реализация проекта Северного широтного хода на Ямале приостановлена. Он также сообщал, что к строительству СШХ вернутся после реализации проектов Восточного полигона и Мурманского железнодорожного узла.
"У Северного широтного хода основными были нефтеналивные грузы, газовый конденсат. От того, как складывается сбыт этих продуктов, как формируется добыча на прилегающих месторождениях и как выстраивается логистика, от этого зависит эффективность Северного широтного хода. Опять же, сегодня рынки нестабильные - торговля нефтепродуктами и, в целом, углеводородным сырьем подвержена определенным изменениям и внешним воздействиям. Поэтому, когда на этих рынках стабилизируются условия, тогда и у Северного широтного хода появятся другие перспективы", - сказал Цыденов.
Он добавил, что СШХ, как и другие транспортно-логистические узлы, во многом зависит от ситуации на внешних рынках, для которых транспорт является обеспечивающей инфраструктурой.
СШХ должен был соединить Северную и Свердловскую железные дороги и стать элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала Арктической зоны РФ. Кроме того, проект может разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на Северный широтный ход, позволив тем самым осуществить перевозку новейших видов грузов.
Полный текст интервью будет опубликован 12 марта в 06:00 мск.