11 октября 1936 - День Рождения Уралвагонзавода

В этот день 2 лет назад 104
Preview

11 октября 1936 года в СССР было основано промышленное предприятие, ставшее крупнейшим производителем бронетанковой техники. Предприятие сумело пережить тяжелейший период политических и экономических реформ 1990-х годов. И сегодня отмечает свой День Рождения АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского».

Строительство Уральского вагоностроительного завода, как он изначально назывался, было начато в 1931 году в Нижнем Тагиле. Условия работы были крайне тяжёлыми, что приводило к необходимости смены основных бригад при опоре на бригады, формировавшиеся из комсомольцев и коммунистов. К строительству были подключены и заключённые. 2 марта 1936 года завод получил официальное наименование: Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского.

Свой первый вагон завод выпустил 11 октября 1936 года. Эту дату и принято считать Днём Рождения Уралвагонзавода. Он стал первым в СССР заводом, спроектированным по конвейерному прямоточному принципу и одним из первых предприятий, строившихся исключительно силами отечественных инженеров.

Здесь с самого начала старались применять новейшие достижения в области вагоностроения, а в совокупности, на мощностях Уралвагонстроя к началу Великой Отечественной войны было выпущено вагонов больше, чем на всех остальных предприятиях СССР того же профиля за тот же период времени.

Изначально Уральский вагоностроительный завод задумывался и воплощался в жизнь как промышленный гигант, и этот гигант оправдывал свои мощности и громкое имя.

Годы Великой Отечественной войны покрыли Уралвагонзавод славой завода-танкостроителя. В спешном порядке на базе этого завода и 11 эвакуированных из Европейской части СССР промышленных предприятий образуется Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна. Номер предприятие получило от Харьковского танкового завода №183 им. Коминтерна, эвакуированного среди прочих на Урал. Его производственные мощности, развёрнутые на площадях Уралвагонзавода и специфика послужили основой для налаживания производства танка Т-34/76.

Помимо танка-символа Победы, каким стал Т-34, завод в течение всей войны выпускал и другую военную продукцию: авиабомбы, артиллерийские передки, бронекорпуса для штурмовиков Ил-2. По проведённым статистическим подсчётам известно, что половина выпущенных в годы войны средних танков Т-34 разных модификаций была произведена именно на Уральском танковом заводе №183.

Нужно отдать должное людям, которые сумели в тяжелейших условиях 1941 года наладить выпуск танков за 2,5 месяца и к концу войны достичь таких показателей массового производства, которые были лучшими в мире. Этому способствовало и внедрение в производство впервые в мировой практике автоматической сварки броневых листов.

В середине войны Уральский танковый завод ежесуточно отправлял на фронт эшелон танков. Более 6000 рабочих завода воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны, и около половины из них отдали свои жизни за Родину. За вклад в Победу над фашистской Германией завод был трижды награждён: в 1942 году – Орденом Трудового Красного Знамени, в 1943 году – Орденом Красного Знамени и в 1946 году – Орденом Отечественной войны I степени.

Сразу после окончания войны завод приступил к очередной реорганизации производства, возвращаясь к выпуску продукции своего основного профиля: изделиям подвижного железнодорожного состава. Началось производство большегрузных платформ, вагонов и полувагонов, железнодорожных и стационарных топливных и изотермических цистерн.

Своё название завод поменял в мае 1945 года, когда стал называться Уральским вагоностроительным заводом имени И.В. Сталина, а в 1963 году название снова было изменено на Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского. За успехи в деле освоение новых производственных технологий и достижения в производстве железнодорожной продукции, а также разработку и выпуск новейшего основного танка Т-72 завод награждался неоднократно. Дважды он был награждён Орденом Ленина (в 1935 и 1970 годах), а также Орденом Октябрьской Революции (в 1976 году).

Вернувшись к мирной жизни, завод продолжил выпускать продукцию не только для железных дорог, но и для других отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, авиационная и космическая промышленность. Ну и, конечно, накопив бесценный опыт, оборудование, коллектив специалистов, Уралвагонзавод продолжил выпуск военной продукции, к которой в первую очередь относятся танки.

Завод выпускал такие известные боевые машины, как танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72. Причём танки эти не только выпускались, но и были разработаны Уралвагонзаводом. Сегодня завод модернизирует и обслуживает состоящие на вооружении танки Т-72, выпускает и обслуживает танки Т-90, а также первое в мире третье послевоенное поколение танка – Т-14 «Армата».

В 2007 году Указом Президента было образовано Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского. Создание корпорации проходило вокруг Уралвагонзавода путём объединения многих промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Основной целью создания корпорации стало сохранение и преумножение опыта в деле создания бронетанковой техники и артиллерийского вооружения, а также рост конкурентоспособности продукции. В состав корпорации вошло около 40 предприятий, конструкторских бюро и НИИ.

Сегодня АО НПК «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского выпускает вагоны, полувагоны, цистерны, платформы, тяговые модули вагонов. Практически треть вагонов на железной дороге России произведена на мощностях Уралвагонзавода. В 2011 году корпорация выпустила миллионный вагон и поставила абсолютный мировой рекорд, произведя за год, двадцать пять с половиной тысяч единиц подвижного состава. Через год корпорация повторила своё достижение, поставив уже 2 мировых рекорда по количеству произведённых вагонов и осей для них.

Помимо железнодорожных изделий корпорация выпускает продукцию и для других отраслей экономики: трактора, буровые установки, погрузчики, экскаваторы.

В 2010 году корпорация «Уралвагонзавод» вошла в число ста наиболее крупных производителей оружия в мире. По-прежнему особое место в производстве занимает бронетанковая техника – танки, боевые машины пехоты, боевые машины поддержки танков, мостоукладчики, боевые машины разминирования, ремонтно-эвакуационные машины и др.

В 2005 и 2006 годах «Уралвагонзавод» был отмечен ещё двумя государственными наградами: Орденами Святых благоверных князей Дмитрия Донского II степени и Даниила Московского II степени. В 2016 году Главнокомандующий Вооружёнными силами России наградил корпорацию Грамотой за укрепление обороноспособности государства.

Читать продолжение в источнике: В этот день
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'