Днем рождения компании «Вольво» (VOLVO) принято считать 14 апреля 1927 года, когда с конвейера нового завода в шведском городе Гетеборге сошел первый серийный автомобиль.
У истоков основания этой всемирно известной компании стояли два способных инженера Ассар Габриэльссон (Assar Gabrielsson) и Густаф Ларсон (Gustaf Larson), работавшие тогда в концерне СКФ (SKF) по производству подшипников. Легенда гласит, что однажды летним вечером 1924 года, сидя в стокгольмском ресторане Sturehof за кружкой пива, эти два молодых человека решили взяться за выпуск автомобилей. Тут же один из них предложил и название Volvo — от латинского глагола «volvere», что означает «катиться, вращаться».
Изначально «Вольво» была создана как дочерняя компания SKF, поскольку концерн осуществлял и покровительство, и финансовую поддержку. А Габриэльссон и Ларсон взялись за разработку первой модели. Они хотели построить автомобиль, который был бы приспособлен к дорожным условиям и климату Швеции.
В 1926 году был изготовлен прототип, а 14 апреля 1927 года с конвейера нового завода в шведском городе Гетеборге под маркой Volvo сошел первый серийный легковой автомобиль OV-4. С этого дня и началась эпоха шведской индустриальной истории. Сразу же был создан и фирменный знак компании — «символ Марса» — круг со стрелой — символ единства, законченности и стремления к совершенству, который и сегодня, как и в самом начале, гордо располагается в центре решетки радиатора.
Этот первый серийный автомобиль, ласково прозванный Якобом, был оборудован 1,9-литровым 4-цилиндровым двигателем с боковыми клапанами, мощностью 28 л.с. Он был спроектирован по американскому дизайну, имел мощное шасси и независимую подвеску с длинными рессорами спереди и сзади. Максимальная скорость автомобиля была 90 км/ч. Под обозначением OV-4 он предлагался с открытым кузовом, вариант PV-4 был седаном. Открытая версия стоила 4,800 шведских крон, PV-4 — 5,800 шведских крон на момент начала производства.
Причем, стоит отметить, что именно состоятельные клиенты были покупателями автомобилей марки Volvo в 1930-е годы — ведь эта марка изначально позиционировалась, как автомобиль для богатых людей. Не зря уже одни из первых моделей оснащались шестицилиндровым двигателем.
После выпуска первых моделей все работы по сборке последующих автомобилей компании были перенесены в Гетеборг и близлежащий Хисинген, производственные площадки Volvo. Тогда же начала складываться базовая концепция и генеральная линия развития фирмы — безопасность, высокое качество и надежность автомобилей и их узлов, изготовленных на конвейере.
Вскоре за легковыми последовало создание обширного семейства грузовых машин. В 1928 году компания произвела свой первый грузовик, что стало явным успехом. Грузовики, а немного позже и автобусы, стали преобладать в продукции «Вольво» на протяжении первых десятилетий. Уже в 1935 году компания обретает полную независимость от SKF.
Начало Второй мировой войны практически не повлияло на деятельность компании, продолжавшей спокойно и плодотворно трудиться, выпускать новые модели легковых и грузовых автомобилей, газовых установок и специальных армейских машин. Этому способствовал объявленный в феврале 1940 года нейтралитет Швеции. Но с наступлением мира военная автотехника постепенно стала одной из важнейших сфер деятельности компании. Первое время она продолжала выпуск армейских вариантов коммерческих грузовиков, но в начале 1950-х годов в программу вошли полноприводные военные машины, разработанные специально для вооруженных сил Швеции и соседних стран.
К середине 1950-х годов относится расцвет компании: в 1956 году стартовал экспорт шведских автомобилей в США, возрос объём производства автомобилей. Следует отметить, что в эти годы на Volvo работал Нильс Ивар Болин, автор трехточечных ремней безопасности. Модели Volvo PV444 и P120 Amazon стали первыми в мире, оснащенными этими элементами. А в 1990 году за встроенное детское сиденье и трехточечные ремни безопасности к этому сиденью в Великобритании Volvo была награждена Призом принца Майкла и Автомоторного клуба.
Сегодня «Вольво» (Volvo Aktiebolaget) — шведский концерн, производящий коммерческие и грузовые автомобили, автобусы, двигатели различного назначения, разнообразную сельскохозяйственную, лесную и бытовую технику, а также различное оборудование. Свое производство легковых автомобилей компания продала в 1999 году концерну Ford, который в 2010 году перепродал его концерну Geely.
Штаб-квартира Volvo находится в городе Гетеборг (Швеция). Акции концерна разделены между многими владельцами. Торговая марка Volvo принадлежит одновременно концерну Volvo и компании Volvo Personvagnar AB. Кроме того, концерну Volvo принадлежат марки: Renault Trucks, Mack, Nissan Diesel, Prevost, Nova Bus. Концерн делится на 9 производственных компаний и 11 бизнес-подразделений, имеет свои заводы в Европе и Азии.
Компания Volvo является одним из крупнейших в мире изготовителей наиболее надежных, мощных и комфортабельных автомобилей современности, а ее продукция сегодня по праву определяет мировой прогресс в автомобилестроении. Следуя своему главному и основополагающему принципу — безопасности, именно эта шведская компания внесла, и продолжает вносить, многие инновационные решения в области безопасности автомобилей.