(4) 16 октября 1853 года началась Крымская война, ставшая одним из ярких показательных примеров внешнеполитического курса европейских держав в отношении Российской империи.
Противоречия между Российской и Османской империями в Чёрном море, на Балканах, в Закавказье носили исторический характер и разрешались они чаще всего во время войн, которые регулярно происходили на протяжении 18-19 веков. Османская империя никогда не была европейской державой, а её роль в качестве военного противника европейских государств постепенно переросла в роль игрока, предназначенного для предотвращения растущей мощи России в Чёрном море, Закавказье и Средней Азии. Именно такую роль отводили Турции европейские страны, пытаясь извлечь собственные внешнеполитические выгоды из русско-турецких войн.
Такая же ситуация сложилась и в 1853 году, когда разразившаяся русско-турецкая война, развивавшаяся для России успешно, переросла в европейский конфликт. Великобритания и Франция, почувствовав возможное усиление России, вероятность её выхода в Средиземное море, усиление её положения в Закавказье и Средней Азии, и, возможно, на Балканах, вступили в войну на стороне Османской империи.
Война проходила на разных театрах военных действий: в Чёрном море, в Закавказье, на территории Дунайских княжеств, в Азовском, Балтийском, Белом и Баренцевом морях и даже на Дальнем Востоке. Однако после вступления в марте 1854 года в войну на стороне Османской империи Великобритании и Франции, основным театром военных действий до их окончания стал Крым, что и дало название самой войне.
Поводом к войне послужил спор между Россией и Францией за контроль над храмом Рождества Христова в Вифлееме. После того, как под нажимом Франции ключи от церкви были переданы от православной к католической общине, Россия расценила эти действия Турции как недружественные и начала концентрацию войск на границе Молдавии и Валахии, находившихся под российским покровительством. Предложение вывести войска из Молдавии и Валахии было отвергнуто российским правительством. В результате (4) 16 октября 1853 года Османская империя объявила России войну.
Успешные боевые действия против турецкой армии и флота в начальный период войны, а также героическая оборона главной базы Черноморского флота – города Севастополя, несмотря на поражение России в войне, стали одной из славных страниц истории Отечества и истории русской армии и флота. Навечно вошли в неё такие имена русских флотоводцев и военачальников, как П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Э.И. Тотлебен, Н.Н. Муравьёв-Карский, В.С. Завойко и многие другие.
Нельзя не вспомнить выдающегося хирурга и одного из основоположников военно-полевой хирургии Н.И. Пирогова, проводившего сложнейшие операции во время осады Севастополя и спасавшего жизни солдат и офицеров, внедрившего в практику новые методы лечения раненых и организации военно-медицинской службы. Символами обороны и стойкости стали матрос первой статьи П.М. Кошка и сестра милосердия Д.Л. Михайлова, более известная как сестра милосердия Дарья Севастопольская.
Стоит отметить, что кроме Османской империи, Великобритании и Франции к антирусскому альянсу позднее присоединилось Сардинское королевство, а условия мирного договора составлялись ещё и при давлении на Россию со стороны «державших нейтралитет» Австро-Венгрии и Пруссии.
Парижский мирный договор, завершивший Крымскую войну, для России был унизительным, а его условия были навязаны при содействии Австрии и Пруссии, которые не принимали участия в войне, а лишь воспользовались её плодами.
Самым тяжёлым из условий Парижского договора, подписанного (18) 30 марта 1856 года, стал запрет России держать на Чёрном море военный флот. Эта статья была упразднена только в 1871 году. Кроме запрета держать в Чёрном море военно-морской флот и арсеналы, Россия лишалась: протектората над Молдавией, Валахией и христианскими подданными Османской империи, части Бессарабии, права строить военные укрепления на Аландских островах, а также возвращала Османской империи крепость Карс (правда в обмен на захваченные альянсом города в Крыму).
Условия мира были очень тяжёлыми, однако они вскрывали истинные цели европейских держав в отношении России (внешнеполитические замыслы английского министра иностранных дел, а затем премьер-министра Пальмерстона в отношении России были куда более жёсткими). Следующая русско-турецкая война 1877-78 годов и её итоги, закреплённые условиями Сан-Стефанского мирного договора, вызвали недовольство европейских держав и пересмотр условий мира на Берлинском конгрессе.