22 августа 1941 года вошло в историю как «день рождения» знаменитых «наркомовских ста граммов». В этот день Председатель Государственного комитета обороны (ГКО) Советского Союза Иосиф Сталин подписал Постановление №562 «О введении водки на снабжение в действующей Красной армии», согласно которому бойцам ежедневно полагалось выдавать по полстакана «горючего».
Текст документа гласил: «Начиная с 1 сентября 1941 года, тем, кто находится на передовой линии действующей армии, будет выдаваться 100 граммов водки (крепостью 40 градусов) в день».
Снабжением армии водкой лично руководил член Политбюро ЦК ВКП(б), нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян, много сделавший для того, чтобы советский солдат не испытывал на фронте нужды в самом необходимом. За распределением напитка обязаны были следить лично командующие фронтами.
Позднее (с мая 1942-го по ноябрь 1943 года) порядок снабжения красноармейцев «горючим» неоднократно менялся. Круг бойцов, имеющих право на водочное довольствие, служивших в разных родах войск и на различных боевых позициях: то сужался, то расширялся; а нормы выдачи заветного «пития»: то несколько увеличивались, то уменьшались.
С 25 ноября по 31 декабря 1942 года, с началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, в пору первых побед советских войск под Сталинградом, Закавказский фронт выпил – 1,2 миллиона литров водки, Западный фронт – около 1 млн., Карельский фронт 364 тысячи, а Сталинградский фронт – 407 тысяч литров.
23 ноября 1943 года, через 3 месяца после Курской битвы и форсирования Днепра, ознаменовавших завершение перелома, Сталин окончательно утвердил «наркомовские» нормы: 100 г для бойцов на передовой и 50 г для остальных. И было так до самой Победы.