Когда современники, люди, знавшие Михаила Врубеля и его жизнь, смотрели на знаменитую картину «Царевна-Лебедь», они расходились во мнении относительно прототипов образа. С одной стороны, на картине должна была быть изображена его супруга певица Надежда Забела, которая пела в опере и исполняла как раз роль «Царевны-Лебеди». С другой стороны, лицо на картине напоминало еще о ком-то, и сын покровителя художника Адриана Прахова усматривал в картине знакомые черты, предполагая, что персонаж на картине напоминает его сестру, дочь Адриана Прахова и его супруги Эмилии Праховой. Совершенно удивительным образом Врубелю удалось создать в лице сказочной героини собирательный образ двух женщин, составивших две любви его жизни и ставших для него музами. Кто же эти женщины?
Эмилия Прахова
Историк искусства Адриан Прахов, учившийся у Павла Чистякова, сыгравшего значительную роль в жизни и Врубеля, однажды пригласил Михаила Александровича к себе в Киев, где предложил художнику поработать над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для Врубеля, склонного к богемной жизни и не умевшего достичь хоть какой-то финансовой стабильности, это было хорошим предложением, и он легко согласился. Древнерусский собор вместе с Врубелем были приглашены расписывать Нестеров и Васнецов, а также другие художники.
Там-то, в Киеве, в доме своего нанимателя Врубель и встретил свою ярчайшую любовь и музу – Эмилию Прахову, супругу Адриана.
Эмилия буквально очаровала Врубеля: ее полное имя от рождения было Эмилия Мария Клементина Лестель, она была пианисткой и ученицей Ференца Листа, содержала в Киеве литературный салон, который посещали люди искусства, в частности, как раз работавшие над реставрацией Владимирского собора в Киеве.
Врубель был влюблен совершенно безумно и безоглядно. Несмотря на то, что Эмилия была замужем и к тому моменту уже являлась матерью троих детей, Михаил Александрович неустанно оказывал ей знаки внимания. Поначалу это даже забавляло как саму Эмилию, так и ее супруга: Врубель абсолютно серьезно заявил Адриану Прахову, что женится на его супруге и обязан предупредить его как честный человек. Постепенно ухаживания Врубеля за замужней женщиной начали раздражать супругов, обстановка накалялась, и решено было отправить настойчивого поклонника в командировку в Италию, где он мог бы изучать искусство Византии.
Однако, вернувшись из Италии, Врубель сделал предложение Эмилии. Его любовь была настолько страстной и сильной, что напоминала какой-то романтический культ: Врубель рисовал с женщины икону «Богоматерь с младенцем» и отказ Эмилии буквально разбил ему сердце. По свидетельству приятеля Врубеля художника Константина Коровина, однажды во время купания Михаил Александрович рассказал, что резал себе кожу на груди, чтобы облегчить свои страдания от безответной любви.
«Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались» — так сказал тогда Врубель Коровину.
Надежда Забела
Второй сильной любовью Врубеля была оперная певица Надежда Забела, которая по окончании Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории выступала певицей в опере и сразу же приобрела невероятную популярность, в том числе и у критиков, которые давали ей самые лестные отзывы: отмечали ее «прелестное мецца воче в высоком регистре» и «хрустальную прозрачность тембра». Она выступала не только в Киеве, но и в Москве, Петербурге, стала настоящим вдохновением доя композитора Римского-Корсакова, который писал некоторые свои произведения исключительно для ее исполнения.
Сама Надежда Ивановна так описывает их знакомство:
«На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!».
Врубеля представили ей как художника, пояснив, что он человек «очень экспансивный, но вполне порядочный».
Надежда Ивановна отмечала неоднократно особую чувствительность Врубеля к звуку, считала, что именно голос ее понравился ему прежде всего, поскольку во время знакомства трудно было разглядеть ее лицо: за кулисами было темно.
По свидетельству знакомых, Врубель сделал предложение Надежде Ивановне буквально в первый день знакомства, несмотря на огромную разницу в возрасте: певице было тогда 28 лет, а Врубелю уже сорок. Конечно же, пытаясь навести справки о том, кто такой Врубель, Надежда Забела наслушалась всякого: Врубель выпивал, зарабатывал только эпизодически, ничего за душой не имеет, но при этом все заработанное тратит широко и бездумно, поэтому сам живет впроголодь. Говорили и о его чудаковатом характере.
И все-таки Надежда Ивановна согласилась выйти за него замуж. Они поженились в Крестовоздвиженском соборе Женевы, где Надежда Забела в тот момент выступала. У Врубеля было настолько все плохо с финансами, что ему пришлось идти на венчание в собор от самого вокзала пешком: не было денег даже на извозчика.
Рядом со знаменитой женой его знали всего лишь как «мужа артистки Забелы». В работе своей супруги Врубель принимал живейшее участие: придумывал костюмы для ее ролей, переделывал уже существующие. Обязательно присутствовал на спектаклях: девяносто раз смотрел «Садко», в котором Забела пела Морскую Царевну. Врубелю очень нравилось слушать оркестр.
«Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона», – так отвечал он супруге.
Их счастливый брак продлился недолго: всего пять лет, полные романтики и любви, которые преобразили и саму Надежду Ивановну, и даже ее голос. Сестра Надежды говорила, что тому способствовала атмосфера влюблённости, которой окружил Надежду супруг. Сам Врубель под влиянием сильного красивого чувства тоже стал спокойнее, увереннее в собственных силах, выглядел по-настоящему счастливым.
Бюджетом семьи заведовала Надежда Ивановна, которой была известна привычка Врубеля транжирить.
Своего сына, родившегося в сентябре 1901 года, супруги назвали Саввой в честь покровителя Врубеля и Надежды Саввы Мамонтова. Ребенок родился с выраженной «заячей губой», и Врубель истолковал это как дурной знак. Надежда Ивановна временно оставила сцену, чтобы ухаживать за ребенком, и Врубелю пришлось взять на себя содержание семьи. Он работал по четырнадцать часов в сутки, выходя на свежий воздух не более чем на полчаса, работал над картиной «Демон поверженный» и постоянно переделывал ее, будучи недовольным результатом. Его перфекционизм стал все больше напоминать одержимость, и в 1902 году художник был госпитализирован с диагнозом «острое психическое расстройство».
Состояние здоровья Михаила Александровича усугубила внезапная болезнь и смерть сына. С тех пор Врубель уже не оправился: его состояние ухудшалось, к тому же у него был диагностирован прогрессирующий сифилис, которым Врубель заразился во время поездки в Европу. У него начались жуткие мигрени, он почти не спал нормально, постоянно срывался, и в результате был снова госпитализирован в специализированную клинику, где пробыл до лета 1904 года.
После выздоровления Врубель приехал к супруге в Петербург, где Надежда Ивановна выступала в Мариинском театре, и стал настоящей «звездой» прессы, которая спекулировала на новостях о его психическом здоровье. По иронии судьбы, именно это время совпало с периодом расцвета Русского модерна, и творчество Врубеля было благосклонно принято главным художественным объединением «Мир искусства» Сергея Дягилева, которое ранее не признавало его.
Казалось бы, все начинало более-менее налаживаться, но в 1905 году, когда Врубель был избран академиком Академии художеств «за известность на художественном поприще», обострились его психические проблемы. Его вновь поместили в клинику, но лечение не помогло – более того, прогрессировала слепота и появились галлюцинации.
Михаил Врубель умер в апреле 1910 года от воспаления легких. Его супруга скончалась после окончания одного из спектаклей в возрасте 45 лет всего лишь через три года после смерти мужа. Ее смерть произошла настолько неожиданно и была связана с такими странными обстоятельствами, что есть даже предположение, что это было самоубийство.
Как и все его творчество, жизнь Врубеля и его истории любви были наполнены яркими красками и формами, за которыми скрывалась настоящая драма и даже трагедия.
Предлагаем немного ближе прикоснуться к личности художника, его таланту, образу мыслей, выбрав одну из цитат Михаила Александровича. Возможно, кому-то его высказывания, мысли помогут разобраться в его сложной и тонкой натуре, кому-то – иначе взглянуть на его творчество, а кому-то — тоньше прочувствовать всю силу и красоту его чувств и эмоций.