Ровесник Оноре де Бальзака и Александра Сергеевича Пушкина, русский живописец Карл Брюллов родился в самый канун 19-го века, и на его долю выпало быть свидетелем такого большого количества великих исторических событий, что неудивительно, что он прославился как автор монументальных исторических полотен.
Карл Брюллов. Автопортрет (фрагмент), 1848 год, общественное достояние
Да и судьба живописца была им выбрана не случайно: он родился в семье потомственных художников, и его первым учителем рисования стал отец, француз по происхождению, мастер миниатюрной живописи, гравер, резчик по дереву, академик орнаментальной скульптуры Павел Иванович Брюлло.
И хотя Карл был довольно болезненным и слабым ребенком с самого своего рождения, отец настоял на том, чтобы мальчик полностью осваивал профессию, а когда сам отец уже ушел в отставку, помогал своему сыну в работе над многими заказами.
Род Брюлловых заслуживает отдельного внимания, ведь несмотря на то, что Карл Павлович стал наиболее ярким его представителем, среди его предков и родственников были уникальные личности. Сегодня рассказываем о них подробнее.
Династия Брюлловых ведет свою историю от гугенотов, и во французском варианте звучит как Брюлло́ (фр. Brulleau). Семейная легенда Брюлловых гласила, что семью Брюлло как протестантов (гугенотов) изгнали из Франции после того, как перестал существовать Нантский эдикт в XVII веке. Семья перебралась в Люнебург, освоилась на немецкой земле, и потомки семьи со временем изменили написание фамилии на немецкий вариант — «Brüllo».
В Петербург в 1773 году приехал один из отпрысков этой семьи Георг Брюлло. С ним были его младший сын и внуки от старшего сына, к тому времени умершего. Пауль Брюлло, сын старшего сына Иоанна, был как раз одним из этих внуков, а впоследствии изменил звучание имени на Павел и стал отцом знаменитого Карла Брюллова.
Семья приехала в Петербург по приглашению императорского двора: Георга Брюлло пригласили работать орнаментальным скульптором на императорском фарфоровом заводе. На момент приезда в Петербург Паулю Брюлло было всего 13 лет. Мастерству скульптора его обучали дед Георг и дядя, и постепенно он начал проявлять большой талант. Пауля определили в Императорскую Академию художеств, где он учился резному, золотарному и лакировальному мастерству, а для того, чтобы он имел возможности покупать инструменты и материалы для работы, ему платили жалованье от казны по 200 рублей в год и выделили казенное жилье.
Павел Брюлло был дважды женат: старший сын Федор родился у него в первом браке, и о его матери мало что известно, но второй раз Павел женился на дочери придворного садовника Марии-Елизавете Фёдоровне Шредер, и она родила ему четверых сыновей и двух дочерей. Все дети Пауля Брюлло занимались живописью и избрали в жизни художественное ремесло своей профессией. Двое его сыновей стали знаменитыми: Карл и Александр, а дочь Юлия вышла замуж за известного русского художника-портретиста Петра Соколова.
К сожалению, у Карла Брюллова не было законных детей. У него был долгий роман с графиней Юлией Самойловой, его музой и натурщицей, а в юности он был женат на Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра, но брак этот просуществовал всего месяц, после чего супруги развелись по инициативе Брюллова. С этим разводом было связано много сплетен, в частности, утверждалось, что причиной развода стала неверность невесты, которая имела продолжительную связь с близким родственником и продолжила ее после замужества, и Карл Павлович не стал этого терпеть.
Брат Карла Александр Брюллов, известный русский архитектор, живописец-акварелист и заслуженный профессор Императорской Академии художеств, оставил после себя большое потомство. Кстати, именно Александр Брюллов привнес в свой род дворянское достоинство: он испросил дворянский титул после получения ордена и звания профессора архитектуры. Герб фамилии Брюлловых был высочайше утвержден 29 апреля 1838 года.
Карл Брюллов. Портрет А. П. Брюллова. 1841 год, общественное достояние
На гербе династии Брюлловых изображен щит, рассеченный на две части по горизонтали. Нижнее поле лазоревое, на нем изображен золотой бобр, который несет на спине золотую колонну. Бобра сопровождает золотая пчела. Верхняя часть щита золотая, на ней изображено черное стропило, а под ним красная шестиконечная звезда. Венчает щит дворянский шлем и корона. Между крыльями орла над щитом также есть золотой бобр, который держит в руках серебряный топор. Также не гербе присутствует лазоревый с золотом намет.
Герб Брюлловых, общественное достояние
Кстати, именно Александр подсказал брату идею полотна «Последний день Помпеи».
Сын Александра Павел Брюллов также стал живописцем, он рисовал пейзажи и, помимо всего прочего, был хранителем художественного отдела Русского музея Императора Александра III.
Еще один брат Карла Брюллова Фридрих (Федор Павлович) стал также художником, церковным декоратором, был избран профессором церковной живописи Академии Художеств. Именно Федор Брюллов занимался оформлением Исаакиевского собора, за что в 1858 году получил звание профессора 2-й степени.
Его сын Николай Федорович Брюллов стал архитектором, профессором архитектуры Академии Художеств. Он был архитектором 3-й Санкт-Петербургской дистанции и полицейских зданий, построил Александровскую барачную больницу в Санкт-Петербурге, перестроил Охтинское полицейское управление.
Интересна и история появления буквы «в» в конце фамилии Брюлло. Когда Карл Павлович и его брат Александр собрались поехать в Италию, был выпущен Высочайший указ, в котором говорилось:
«В Высочайшем указе, которым было дано соизволение Государя Императора на художественную поездку Александра Павловича и Карла Павловича за границу, их фамилия „Брюлло“ была изменена в русскую по форме фамилию „Брюллов“, и с тех пор Александр Павлович и Карл Павлович стали называться „Брюлловыми“, остальные же представители их рода продолжали носить фамилию „Брюлло“».