При упоминании имени Ивана Шишкина сразу возникают ассоциации с лесом, медвежатами, слишком уж большую популярность приобрела его картина «Утро в сосновом лесу». Это и понятно, ведь история написания этой картины, появления на ней знаменитой семейки медведей, а также их попадания на конфетную обертку очень интересна и заслуживает внимания.
Ивана Шишкина называют одним из величайших русских пейзажистов, о его картинах говорят, что они настолько точно передают мельчайшие детали, что пейзаж кажется реальным. Исследователи его творчества утверждают, что он крайне тщательно относился к прорисовке, знал и понимал нюансы всех видов растительности, почв, на которых она произрастала.
Однако некоторые критики утверждали, что эта гипертрофированная реалистичность часто вредила его пейзажам, заслоняя собой общее настроение. Но у Шишкина была одна слабость: он почти никак не проявился как анималист.
«Утро в сосновом лесу»
В связи с эти интересна история создания картины «Утро в сосновом лесу», которая многим поколениям известна по обертке популярных конфет. О том, как у Шишкина зародилась идея нарисовать такую картину, мнение исследователей разнится: кто-то считает, что идею Ивану Ивановичу подсказал художник Константин Савицкий, а кто-то утверждает, что Шишкин после поездки в вологодские леса и на острова озера Селигер написал пейзаж «Туман в сосновом лесу», и именно он вдохновил художника на создание шедевра. Дело в том, что пейзаж Шишкина «Туман в сосновом лесу» имел оглушительный успех на выставке передвижников в Москве, и мастеру захотелось повторить снискавший популярность мотив, но добавить в него жанровую сцену.
Рассказывают, что изначально было написано панно 139×213 см, и на нем не было никаких медведей, но именно Савицкий предложил Шишкину добавить на картину живых существ. У Шишкина поначалу была идея нарисовать там зайцев, но поскольку Иван Иванович в своих способностях анималиста сильно сомневался, он попросил Константина Савицкого изобразить семейку диких зверей, а Савицкий нарисовал не зайцев, а медведей, игравших между корней поваленных сосен. Именно поэтому на картине первоначально стояло две подписи – Шишкина и Савицкого, но когда картину купил Третьяков, он подпись Савицкого с картины стер.
Естественно, Савицкому такой поворот совершенно не понравился, а после они и вовсе поссорились с Шишкиным: Иван Иванович получил от Третьякова четыре тысячи рублей, а Савицкому отдал всего тысячу. Савицкий обиделся, заявил, что именно медведи занимают в картине центральное место, а лес, который рисовал Шишкин, — это просто фон. С тех пор художники, бывшие до того добрыми друзьями, больше не сотрудничали.
Как мишки попали на конфеты?
История попадания знаменитых мишек на конфетные обертки тоже занимательна: это случилось еще в конце 1880-х годов, когда глава Товарищества паровой фабрики шоколадных конфект и чайных печений «Эйнем» Фердинанда Теодора фон Эйнема, которую позже национализировали большевики и назвали «Красный октябрь», решил провести редизайн своей продукции. Тогда фабрикой руководил Юлиус Гейс, у которого в кабинете висела репродукция картины «Утро в сосновом лесу». Как-то раз ему принесли на пробу новые конфеты из миндального пралине между слоями вафель, покрытые шоколадной глазурью. И в тот момент у него и возникла идея поместить знаменитых мишек на обертку. С Иваном Шишкиным был заключен договор, позволяющий снять копию с картины и перенести ее на фантик.
Правда, утверждал макет уже сын Юлиуса Гейса Владимир, вставший во главе фабрики после смерти отца. Макет разрабатывал художник Мануил Андреев, который, кстати, является автором дизайна обертки для конфет «Белочка». В Музее какао и шоколада хранится оригинальный фантик, и он немного отличается от того, к которому мы привыкли.
Со временем дизайн немного меняли, в какой-то момент на него даже поместили лозунг, сочиненный Владимиром Маяковским: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Несмотря на то, что конфеты «Мишка косолапый» были самыми дорогими в СССР, их очень любили, покупали на праздники, а в новогодних подарках советские дети выискивали в первую очередь.
Автором уже привычной нам обертки стал ученик художника Мануила Андреева Леонид Челноков: это он сделал елочки на орнаменте бирюзового цвета (первоначально они были зелеными), убрал с обертки вифлеемские звезды, которые нарисовал Андреев, и уже в этом виде в 1958 году обертка конфет «Мишка косолапый» на всемирной выставке в Брюсселе завоевала гран-при. С тех пор в дизайне было сделано всего одно изменение: добавлен красный логотип кондитерской фабрики «Красный октябрь».
А мишка-то не настоящий!
Оригинальные конфеты «Мишка косолапый» в какой-то период были неоднократно скопированы и подделаны. Патента на них в советский период не было, поэтому вариантов знаменитых конфет, вернее, их подделок, существовало великое множество. Наверняка, вы встречали их: «Мишка-топтыжка», «Мишка на поляне», «Мишки в лесу», «Мишутка» и другие.
Но с 90-х годов двадцатого века патент был закреплен за фабрикой «Красный октябрь». Фабрика сохранила не только оригинальное название, но и рецептуру конфет, так что можно быть уверенными в том, что даже сейчас мы лакомимся точно такими же конфетами, какие уплетали дети и взрослые в дореволюционной России.
И, кстати, вам интересно будет узнать, что еще одни знаменитые конфеты фабрики «Красная шапочка» появились благодаря этому самому «Мишке», причем совершенно случайно. С их появлением связана такая история: в шоколадном цеху фабрики готовили к запуску большую партию конфет «Мишка косолапый», и вдруг мастер шоколадного цеха Николай Виноградов обнаружил, что не хватает миндаля для пралине в начинку. Было принято решение заменить миндаль на арахис – получился довольно удачный эксперимент, в результате которого утвердили новый рецепт на основе сочетания вафель, сладкого пралине и темной глазури. Дегустаторы пришли в восторг, а фабрика ввела в производство еще один вид конфет – «Красная шапочка». Поначалу их продавали в коробках без индивидуальной упаковки, и только позже разработали фантик. Конфеты вскоре стали хитом, тут же появилась масса копий и аналогов, подражаний — «Сказки детства», «Сказки Шарля Перро» и прочие.
Интересно, что для многих из нас конфеты «Мишка косолапый» и «Мишка на севере» стояли в одном ряду, возможно, потому что они в советских детских новогодних подарках были самыми вкусными. Но между этими конфетами, оказывается, не было ничего общего: конфеты «Мишка на севере» были разработаны и внедрены в производство только в 1939 году, причем на ленинградской кондитерской фабрике имени Н.К. Крупской.