Место, из которого не хочется уезжать. К 200-летию жостовской росписи

Календарь 1 неделя назад 4483
Preview

Так давно я хотела попасть в это место, так давно рвалась туда моя душа. Каких только видов росписи нет в России: хохломская, городецкая, полхов-майданская, мезенская, борецкая, гжель… Разве все перечислишь? Но сегодня я хочу рассказать вам именно про Жостово.

Фото: личный архив автора статьи

Те, у кого жостовские подносы оказываются на кухне, даже не представляют себе всей сложности процесса производства. Не знают, что первоначальные листы стали имеют толщину всего… два с половиной миллиметра. Одна машина вырубает поднос нужного размера, другая загибает края – и пожалуйста, заготовка для будущего произведения искусства готова.

И все? Можно расписывать?

Ну, скоро только сказка сказывается, дело же двигается куда медленнее. Да и зачем нужна торопливость при создании шедевра? Ею можно всё только испортить.

Для начала подносы окрашиваются в черный цвет. На самом деле, впоследствии они будут и зелеными, и оранжевыми, и даже белыми, но первый слой – всегда черный. Бывает и так, что цвет изменяется только в середине, а края, на которые наносится орнамент, так и остаются черными. Ну, а после нанесения черной эмали подносы в течение двух часов будут сушиться в печи, при температуре 110 градусов. Затем их отшкурят – и…

И вот тут-то и начинается самое интересное. Над подносом начинает работать художник.

Первые мазки – широкие, «с размахом» – будущие лепестки и листья. Ну, а после этого их визуально «сужают», нанося более светлые краски тех же тонов, смешивая их – в общем, придают рисунку объём.

Фото: личный архив автора статьи

Есть ли в жостовских подносах два одинаковых? Нет. Если раньше производство было более «массовым», художники боролись за звание передовиков, и небольшая доля «конвеерности», если можно так выразиться, всё же присутствовала, то сейчас к росписи каждого подноса подходят индивидуально.

Мастера влюблены в своё дело с детства, поэтому случайных людей здесь нет. Многие попадают в мир росписи ещё в пятилетнем возрасте, когда приходят на экскурсию в цех из детского садика. Наверное, именно тогда и происходит первое знакомство ребенка с красотой. Малыши ходят, смотрят на то, как появляются расписные подносы – а у каждого художника свой стиль, своя роспись – так зарождается художественное восприятие.

Фото: личный архив автора статьи

Вернемся к заготовкам. Заготовки подносов, вынутые из печи и покрытые черной эмалью, по замыслу художника иногда перекрашивают. Как ни странно, но вырисовывать сюжеты сложнее всего на… белом фоне. Чёрный, как рассказывают мастера во время экскурсии, допускает небольшие ошибки. Наложен ли мазок неправильно, или он слишком широкий и его надо сузить, или во время создания композиции у художника вдруг родились другие идеи – чёрная основа допускает перекраску. С белой такие эксперименты не пройдут, всё пишется без «черновиков».

Однако, каким бы ни был цвет основы, каждый слой краски закрепляется повторной сушкой. Все те же 110 градусов, те же два часа. Хозяйки, которые держат впоследствии жостовские подносы в руках, и не догадываются, что их кухонная утварь могла побывать в печи до десяти раз.

Такая вот «закаленная» во всех смыслах посуда!

Фото: личный архив автора статьи

А дальше? Дальше над подносом начинает работать мастер по орнаменту. Помните, в начале статьи говорилось о машине, которая закругляет края? Вот эти самые загнутые края и подвергаются особой росписи. Почему особой? Да потому что двух одинаковых художников-орнаментистов (как и двух одинаковых подносов) в Жостово не найдёшь. Крючки, запятые, кружочки, уголки, небольшие цветочки, звёздочки, волны, двойные уголки… А если это ещё перемножить между собой? А если представить, что узоры орнамента чередуются? И при этом все они разные? Ух, даже дух захватывает, сколько всего можно нанести на краешек подноса! Кстати, наносится орнамент не краской, а золотистой (реже серебристой) эмалью, которая состоит из порошка, смешанного со скипидаром. Кажется, просто? Но в простоте и заключается красота и необычность жостовской росписи.

А потом куда отправится этот поднос? После того, как над ним потрудился художник по орнаменту? Неужели снова в печь? Угадали!

Фото: личный архив автора статьи

Немного истории

Первые подносы, которые появились в 1825 году, конечно, никакой эмалью не покрывались, так как ее на тот момент еще просто не было. Мастера, которые были весьма изобретательны на выдумку, покрывали свои изделия – чем бы вы думали? – сажей! Наносили лак (вот он уже был в ходу) и расписывали получившийся поднос яркими цветами. Машин — ни тех, которые обрезают стальные листы, ни тем более тех, которые загибают края у изделий — тоже не было. Зато были кузнецы, которые умели ковать тончайшие изделия. Вот их-то (прообразы современных подносов) и разрисовывали яркими крупными цветами, и надо сказать, что они очень полюбились богатым людям. Они охотно стали покупать вошедшие в моду круглые металлические тарелки и подносы, чем невольно поддержали мастеровых, которые продолжали развивать свой промысел.

В советское время, кстати, на подносах можно было увидеть и Кремлевскую стену, и Дворец Съездов, и московские достопримечательности. А на подносе с фруктами был написан даже портрет великого ботаника и селекционера И.В. Мичурина – то есть искусство шло в ногу с идеологией.

Фото: личный архив автора статьи

Писать про Жостово можно много, и, тем не менее, всего не напишешь. Уезжать из этого места вообще не хотелось, невозможно от такой красоты уехать в одночасье. Одно только утешает: столько фотографий на память сталось! И живем относительно недалеко. Поэтому, кто знает, может быть, будет возможность приехать сюда ещё раз.

А напоследок мне хотелось бы порадовать читателей стихами, которые специально для этой статьи написала Нурия Шагапова. Она живет в Кыргызстане, в городе Бишкек, но будучи большим эстетом по натуре, она любит и ценит ручной труд.

Богата русская земля,
Не вызывает удивленья — 
Через века она несла
Умельцев дивное творенье.

Гласит преданье, что давно,
В деревне маленькой Жостово,
Сковал жестянщик полотно,
Края закатывая споро.

Готов сверкающий поднос,
И мастер лепту внёс на диво.
Он тонкой кистью перенёс
На полотно ещё картину:

Река синеет. Стольный град...
Расцвёл букет из незабудок,
Поднос стал краше во сто крат,
Вот так, из малого этюда.

Неповторимость навсегда,
В которых жостовская роспись — 
Красóты древнего труда,
И мастерства бесценный отблеск.

Раскрыта русская душа:
На черном или красном фоне
Вдруг расцветают не спеша
Ромашки, розы и пионы.

Умельцев русских мастерство,
С времен былых срывая маски,
Нам подарило волшебство,
Где каждые подносы — сказка!

Богата русская земля,
Не отступает от традиций.
И древним промыслом не зря
Россия искренне гордится.

Читать продолжение в источнике: Календарь
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'