У Василия Семеновича Ланового была долгая и полная творческих успехов, настоящих свершений жизнь. Он был любимцем зрителя, эталоном настоящего мужчины, как сейчас сказали бы, секс-символом эпохи, хотя по отношению к Лановому это слово как-то не хочется употреблять: слишком оно вульгарное, мелкое, поверхностное.
Лановой был тем, о ком говорят: «Настоящий мужчина!». И это не просто экранный образ: он и в жизни сочетал в себе все качества, присущие лучшим из представителей мужского пола.
Василий Семенович считал себя счастливым человеком. И вовсе не потому, что достиг многого в профессии, что познал счастье любви и славы.
Лановой говорил, что считает себя счастливым человеком, потому что выжил в годы Великой Отечественной войны и получил от судьбы второй шанс на жизнь и счастье. Воспоминания о страшных днях войны жили в его душе до самых седин, и он не уставал говорить об этом и делать все, чтобы каждое поколение его соотечественников помнило, какой ценой досталась тогда Победа.
Когда началась война, Лановому было всего семь лет. 22 июня 1941 года он приехал к бабушке в деревню в Одесской области, и там-то и застала его оккупация. Вскоре деревня была захвачена румынами, и солдаты, развлекаясь, выпускали автоматные очереди над головами людей. Тогда маленький Василий начал заикаться, и на протяжении всей жизни в минуты острого душевного волнения эта его особенность возвращалась.
Три с половиной года Василий Лановой пробыл в оккупации на Украине, без родителей, без поддержки, совсем ребенком, и насмотрелся там всего.
«Но я счастливый человек, потому что выжил, пройдя эти невероятные события. Гигантская картина, которая раскрылась в те годы мне, превратилась в прочное основание всей моей жизни. Я видел, как отступали наши в 1941 году под Винницей. Видел, как немецкие самолеты летели бомбить Одессу. Потом видел, как наступали наши в 1944 году в апреле, когда немцев под Одессой толканули так, что они посыпались» — рассказывал актер.
Там, в оккупации, Василий Лановой ходил в школу и надолго запомнил, как учитель тихонько читал школьникам вслух книгу «Как закалялась сталь» — история Павки Корчагина завораживала, и Лановой признавался, что сохранил эти мгновения в сердце на всю жизнь.
Он искренне считал, что в его жизни лучшие стихи, лучшие песни и лучшие воспоминания – военные, они так и остались главными для него.
«Это все великая память того военного поколения, которое сохранило русскую душу, русскую природу, русский язык, русские песни» — так он определял для себя, так он писал в своих книгах воспоминаний.
Возможно, именно поэтому он с радостью согласился работать над многосерийным документальным фильмом «Великая Отечественная», который был создан совместно советскими и американскими кинематографистами в 1978 году. За этот фильм Василий Семенович Лановой был награжден Ленинской премией – самой престижной премией того времени.
Этот фильм известен также под названием «Неизвестная война» (The Unknown War). Он снимался специально для западного зрителя, и в нем показана огромная роль советского народа во Второй мировой войне, ведь до выхода этого фильма события, происходившие на Восточном фронте, были мало известны западному зрителю, и война, которую мы называем Великой Отечественной, для них оставалась поистине «неизвестной войной».
С инициативой снять такой фильм выступила американская сторона: кинопродюсер из США Фред Виннер привлек для работы над фильмом американскую компанию Air Time International и Совинфильм, а в качестве режиссера был приглашен советский кинодокументалист Роман Кармен. Этот выбор был не случаен: Роман Лазаревич Кармен сам прошел войну, возглавлял фронтовые киногруппы Центральной студии документальных фильмов, и для фильма использовал как лично отснятые видеоматериалы, так и отбирал из имеющегося фонда кинохроники.
У фильма было два варианта: американский актёр Берт Ланкастер выступил в качестве рассказчика для американской версии на английском языке, а русскую версию фильма озвучил Василий Лановой. Его работа в этом фильме потрясает, она уникальна: Василий Семенович одним только голосом сумел так тонко и так мощно передать трагизм происходящих на экране событий, что на протяжении всех двадцати серий ком стоит в горле и душат слезы.
В 2012 году киноэпопею «Великая Отечественная» включили в сотню главных фильмов мировой документальной кинематографии. Эксперты признавали, что ничего подобного этой эпопее с тех пор так и не было создано.
После того, как состоялась премьера фильма по Центральному телевидению СССР, в редакцию повалили письма, в которых зрители благодарили за киноэпопею. Писем был даже не вал – океан, и почти в каждом письме говорилось о том, что кадры из фильма стали единственной возможностью увидеть своих близких, которые так и не вернулись с войны. По многочисленным просьбам зрителей фронтовой кинооператор Алексей Лебедев переснимал кадры со старых кинолент, делал из них фотографии, и редакция Центральной студии документальных фильмов рассылала зрителям фотографии их близких, чтобы в семьях осталась память о героях, не вернувшихся с войны.
К сожалению, режиссер Роман Кармен, проделавший такую огромную работу над фильмом, не увидел его премьеры: он скоропостижно скончался 28 апреля 1978 года. Но этот проект остался как его наследие потомкам, и голос Василия Ланового, который относился к работе над фильмом принципиально, ответственно и очень трепетно, стал одним из главных достоинств проекта.