Владимир Теодорович Спиваков — знаменитый скрипач, дирижер, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» и человек, заслуживший звание «Артист мира ЮНЕСКО» в 2006 году. Он руководит и является главным дирижером Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», занимает пост президента Московского международного Дома музыки. Одним из качеств, которые, по его мнению, сформировали его личность и привели к тому, кем он стал сейчас, является умение учиться и ценить своих учителей и их усилия, посвященные ему как ученику.
Владимир Спиваков. Фото: vladimirspivakov.ru
Сегодня рассказываем о великих учителях дирижера Владимира Спивакова.
Дирижерскому делу Владимир Теодорович учился у профессора Нижегородской консерватории Израиля Борисовича Гусмана, американского композитора, пианиста и дирижера Леонарда Бернстайна, а также у Лорина Маазеля, американского дирижера, скрипача и композитора.
Израиль Гусман
Израиль Борисович Гусман был сыном музыкального критика, писателя, журналиста со всесоюзным именем Бориса Гусмана. Его отец заведовал театральным отделом газеты «Правда», был заместителем директора Большого театра, писал киносценарии и либретто, но после 1938 года был репрессирован в ходе чистки, направленной против советских художников и культурных лидеров, и сослан вместе с женой в Коми АССР.
Сам же Израиль Борисович, пережив чистки, окончил военно-дирижёрский факультет Московской консерватории, служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии, а после воевал на фронте в годы ВОВ: руководил оркестром 4-го Украинского фронта, с оркестром давал концерты не только на передовой советских фронтов, но и в Польше, Чехословакии и Германии. За «проведение свыше 100 концертов в боевых порядках войск в период Карпатской операции и подготовку им лично 35 музыкантов, позднее направленных в войска», Израиль Борисович Гусман был награжден приказом ВС 4-го украинского фронта №: 115/н от: 22.04.1945 года Орденом Отечественной войны II степени. Помимо этой награды, Гусман был награжден Орденом Трудового Красного знамени, Медалью «За оборону Москвы» и Медалью «За победу над Германией».
После войны, возглавив симфонический оркестр Горьковской филармонии, Израиль Борисович стал активно преподавать, и в числе его учеников был не только Спиваков, но и Мстислав Ростропович. Гусман основал первый в Советском Союзе фестиваль «Современная музыка», работал дирижером в Большом театре, дирижировал постановками опер «Борис Годунов» и «Пиковая дама».
У Владимира Спивакова о сотрудничестве с Гусманом остались самые теплые воспоминания. Он рассказывал:
«Вспоминаю, как в самом начале он попросил меня подготовиться к занятию для дирижирования ре-минорным клавирным концертом Баха с оркестром. Начался урок. Там есть в первой части маленькая каденция, после которой начинается тема у вторых скрипок. Я промахнулся. Гусман засмеялся и дал совет:
– Владимир Теодорович, у вас же хороший слух. Вы из этой каденции вычлените нотку соль, от нее оттолкнитесь – и тогда вы точно вступите.
Мне этот профессиональный совет помог много раз, в том числе когда я дирижировал этим концертом в Эдинбурге, а солист играл не на рояле, а на клавесине. Клавесин звучит практически как пишущая машинка, и оркестр, привыкший к звуку рояля, всегда в этом месте испытующе смотрит на дирижера – придется ли оркестрантам смеяться над ним, плакать или вступить так, как он покажет, и это будет то что надо. Надо мной – благодаря Гусману – не смеялись, и я много раз мысленно говорил ему спасибо.
Однажды Израиль Борисович позвонил из Воронежа после концерта. Он как раз дирижировал этим самым ре-минорным концертом Баха. Я спрашиваю:
– Ну как там наша каденция поживает?
– Облажался! – ответил мой учитель…»
После смерти дирижера на стене дома, в котором жил Израиль Гусман, была установлена мемориальная доска, в открытии которой принимали участие Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.
Леонард Бернстайн
Бернстайна считают популяризатором академической музыки. В качестве дирижера он выступал с ведущими оркестрами мира, стал автором множества музыкальных произведений, в том числе мюзиклов, симфоний и балетов.
У Бернстайна — славянские корни, его мать была украинкой из Ровно по фамилии Резник. Он учился в Гарвардском университете и еще до его окончания неофициально дебютировал как дирижёр, причем оркестр исполнял его собственную музыку. Учился Бернстайн также в Кёртисовском институте музыки и в летней школе при Бостонском симфоническом оркестре, которым руководил Сергей Кусевицкий, помощником которого вскоре стал Бернстайн.
Именно Бернстайн стал первым американским дирижером, работающим в «Ла Скала», он сотрудничал с Марией Каллас, а в 1959 году Нью-Йоркский оркестр под его руководством открыл свой концертный тур выступлением в Большом зале Московской консерватории.
Леонард Бернстайн представлен в национальном Зале славы авторов песен. Он со своим оркестром записал полный цикл симфоний П. И. Чайковского, дважды — полные циклы симфоний Бетховена, с Кристианом Циммерманом записал фортепианные концерт Бетховена и многие другие, а также был единственным дирижером, который записал полный цикл симфоний Густава Малера.
Является автором опер «Волнения на Таити» и «Тихое место», мюзиклов «Увольнение в город», «Вестсайдская история», «Пенсильвания-авеню, 1600» и других, балетов «Невлюбляющийся» и «Диббук», а также симфоний «Иеремия», «Век тревог» и «Каддиш».
Когда BBC Music Magazine, британский журнал о классической музыке, в 2010 году провёл опрос среди ста дирижеров разных стран, кого они назвали бы наиболее выдающимся дирижером всех времен, Леонард Бернстайн занял в получившемся списке второе место.
Леонарду Бернстайну посвящен биографический фильм «Маэстро» 2023 года, в котором рассказывается история любви дирижера и его жены Фелиции Монтеалегре.
Владимир Спиваков посвятил 100-летию со дня рождения Бернстайна заключительную программу VIII Рождественского фестиваля с участием ведущих солистов Большого театра и «Новой оперы». Для Спивакова Бернстайн был человеком особым, учителем, к которому он относился с трепетом. Поэтому с подарком Бернстайна, его дирижерской палочкой, которую маэстро подарил Спивакову в знак веры в его будущее как дирижера, Владимир Теодорович никогда не расстается.
Спиваков признается:
«Для меня Бернстайн – бог в мире музыки».
Лорин Маазель
Маазель родился в музыкальной семье и тоже имел славянские корни: мать происходила из семьи белорусских эмигрантов и основала Питтсбургский молодёжный симфонический оркестр, дед Айзек Маазел, который также был родом из Полтавы, был первой скрипкой в Метрополитен-опера, а дядя Марвин был композитором и пианистом.
Лорин Маазель получил частное музыкальное образование, дирижированием занимался с ранних лет и впервые выступил в качестве дирижера на Всемирной выставке в Нью-Йорке, когда ему было всего 9 лет. В 11 лет его выступление с симфоническим оркестром NBC похвалил сам Артуро Тосканини.
Из самых ярких его выступлений можно назвать дебют в Метрополитен-опера с «Дон Жуаном» Моцарта и выступление с «Евгением Онегиным» в Риме в 1965 году.
Он стал первым американским дирижером, которому было позволено руководить оркестром Венской государственной оперы.
О начале своего обучения у Лорина Маазеля Владимир Спиваков вспоминал:
«…Тогда Маазель немедленно перешел к практике. Он поставил мне запись – симфонию Моцарта, предложив экспромтом подирижировать. Я не стал ломаться и отнекиваться – взял да и продирижировал как умею. То есть никак, поскольку дирижировать я тогда вообще не умел. Тем не менее Маазель признал меня профпригодным и пообещал шефство над новичком».
За свою деятельность в качестве дирижера Маазель сделал больше 50 записей, в том числе все симфонии Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Малера, Сибелиуса, оперы Пуччини, Равеля, «Фиделио» Бетховена, «Ромео и Джульетта» Прокофьева и другие. Маазель обладал феноменальной памятью, дирижировал и даже репетировал наизусть.