Белорусский ВИА «Песняры» в представлении, конечно, не нуждается. Пожалуй, это один из немногих советских вокально-инструментальных ансамблей, которые существуют и успешно занимаются творчеством до сих пор. Навскидку самые знаменитые песни ВИА «Песняры» назовут, в принципе, многие. Но немногие знают, что за созданием некоторых хитов талантливых белорусских ребят часто стоят довольно любопытные истории и подробности.
Общеизвестный факт: именно песня «Вологда» когда-то сделала ВИА «Песняры» знаменитыми. Молодые белорусские артисты исполнили ее в 1976 году в одной из программ «Песня года», и даже не в финале, а всего лишь в одном из промежуточных выпусков. И песня, что называется, «взорвала зал» — она стала настолько популярной у советских зрителей, что в редакцию телепрограммы были присланы десятки тысяч открыток, и в каждой из них песня «Вологда» была поставлена на первое место. «Вологда» стала лауреатом фестиваля «Песня-1976» единодушно, о чем в финальном выпуске передачи объявила ведущая Светлана Жильцова. Когда же ВИА «Песняры» вышли на сцену в финале, чтобы исполнить ее, зал аплодировал стоя, и в зале началась настоящая буря оваций с криками «Браво!» и «Бис!». После такого фурора «Песняры», что называется, «были обречены на успех».
Что же это за песня такая и кто ее написал? Авторы песни «Вологда» — композитор Борис Мокроусов и поэт Михаил Матусовский. К 1976 году, на момент попадания в репертуар к «Песнярам», «Вологда» была уже довольно старой песней: ее написали еще в 1956 году, но тогда, видимо, было не ее время: песня «не пошла», хотя записана была прекрасным талантливым певцом Владимиром Нечаевым с хором и оркестром русских народных инструментов. Нечаев недоумевал, почему песня совершенно не имела успеха: он даже попробовал ее перезаписать через пару лет: он ускорил темп, немного изменил припев (именно тогда и появились те самые знаменитые подпевки «Вологде-где-где-где, Вологде-где». Однако, это не сработало: песня все еще оставалась незамеченной.
В 1966 году была предпринята еще одна попытка реанимировать песню: ее исполнил в спектакле «Белые облака» Государственного академического Малого Театра актер Михаил Новохижин, который играл роль слепого баяниста. Но и после этого песня осталась незамеченной.
«Песнярам» песня «Вологда» в 1976 году попалась случайно. Она могла бы так никогда и не войти в их репертуар, если бы не суровое требование Министерства культуры Советского Союза взять в репертуар песни советских композиторов, а не ограничиваться исключительно белорусским репертуаром. Ребята из «Песняров» только руками разводили: а что петь-то? С чего начать? И тогда они обратились за советом к Михаилу Матусовскому: может, у него есть что-нибудь для их ансамбля интересное? Честно сказать, Матусовскому на тот момент было просто не до них: он был жутко занят, и, чтобы отделаться от ребят, просто достал какую-то старую не слишком известную песню и отдал им. Через какое-то время в квартире у Матусовского раздался телефонный звонок: звонили «Песняры» с просьбой изменить первые две строчки песни «Вологда». Матусовский, честно сказать, был удивлен. Но строки изменил, как и просили.
Владимир Мулявин, худрук и основатель ВИА, кстати, рассказывал, что ребятам из «Песняров» поначалу песня не понравилась: ни по мелодии, ни по интонации. Но один из участников ВИА Володя Николаев был родом как раз из Вологды, и его интерес к песне сыграл решающую роль: благодаря ему песню решили все-таки взять в работу. Но, положа руку на сердце, все в глубине души считали, что это будет «одноразовый» номер.
Наверное, в чем причина такого ошеломляющего успеха, ни авторы песни, ни ее исполнители так и не смогли понять. Впрочем, поэт Михаил Матусовский говорил о том, что именно Владимир Мулявин «поколдовал» над песней:
«…сделал инструментовку, где-то что-то «тронул», она заискрилась, зазвенела, заулыбалась. «Песняры» открыли в ней всю неповторимость мокроусовского дарования. И произошло её второе рождение…».
Кстати, впервые в исполнении ВИА «Песняры» песня «Вологда» прозвучала не в программе «Песня года» — они спели ее в Колонном зале Дома Союзов 28 марта 1976 года на творческом вечере Михаила Матусовского, а уж после зрители услышали ее по ТВ.
С тех пор песня «Вологда» заняла прочное место в репертуаре «Песняров». Сами участники ВИА считают ее очень простой, доходчивой и романтичной. А город Вологда, конечно же, считает песню своим неофициальным гимном.
Кстати, самый первый вариант исполнения песни «Вологда», сделавший группу популярной, отличается от того варианта, который позже был выпущен на официальной полноформатной пластинке ВИА «Песняры» в 1978 году: есть разница в аранжировке, в звучании, и есть разница в тексте песни – сначала песня начиналась словами «Письма, письма лично на почту ношу…», а потом текст переделали на «Письма лично сам я на почту ношу…».
Наверное, вам будет интересно узнать, что же это за две строчки, которые просили Михаила Матусовского изменить «Песняры», чтобы они могли взять песню в репертуар. А изменения были такие:
- до варианта «Песняров» песня «Вологда» начинала со строк «Песни, песни сам для неё я пишу. Письма, письма лично на почту ношу»;
- а припев изначально звучал как «Где же моя, темноглазая, где? В Вологде, Вологде, В-о-о-о-логде!».
С песней «Вологда» связан еще один интересный момент: когда песня готовилась к эфиру, в ее инструментальное сопровождение решено было добавить партию баяна. Сделано это было для того, чтобы придать песне чуть больше атмосферы послевоенного времени. Для бит-группы это было непривычно и спорно на то время, но все-таки рискнули и попытались. Попытка оказалась настолько успешной, что эту «фишку» после подхватили и ВИА «Пламя», и ВИА «Лира», и многие другие.
Естественно, как и любая слишком популярная вещь, песня «Вологда» со временем обросла в народе своими анекдотами и байками. Одной из самых распространённых городских легенд была та, что дома с резными палисадами в Вологде можно встретить довольно редко. Впрочем, летописцы городские утверждают, что это не так, просто после 1960-го года улицы Вологды стали расширять, в результате чего многие палисады были снесены. Тем не менее, веселые старожилы любят говорить, что на момент выхода песни «Вологда» единственным зданием с резным палисадом в городе был стало здание кожно-венерологического диспансера. Но это, конечно же, шутка.
Кстати, о шутках. Песня неоднократно использовалась участниками Клуба Веселых и Находчивых для искрометных пародий. Самой известной переделкой текста песни «Вологда» на сегодняшний день является вариант команды КВН Белорусского Государственного Университета:
«Вижу, вижу алые кисти рябин,
Вижу, вижу дом ее номер один,
Вижу, вижу сад со скамьей у ворот,
Дальше телескоп не берет.
Где ж ты моя черноглазая, где?
В ванной, конечно, ну где же еще?
Жалко, телескоп не берет».