Детский досуг будущего: как Минпросвещения предлагает воспитывать детей

Источник: MK.RU (Новостной портал) | Дата: 1 неделя назад

Если вчитаться в документ (без малого 70 страниц, однако!) внимательно, обнаружишь, что ничего экстраординарного или новаторского в нем нет. Всё довольно предсказуемо — мол, обязательная воспитательная работа, да не просто так, а по определенным блокам. Например, «Мир: наука, культура, мораль», «Россия: прошлое, настоящее, будущее» или «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие». Среди предложений — церемония поднятия флага, очередные разговоры о важном, воспитание патриотизма, спортивные мероприятия и беседы о том, что курить вредно...

На первый взгляд — ничего особенного. Например, беседы о безопасном поведении на дороге и в транспорте — полезно, спору нет. Или вот «игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к жизни человека» — тоже прекрасно и совершенно неоспоримо.

Ну а дальше уже интереснее: вот, например, «подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий» — это как? Первое, что приходит в голову — игры в дочки-матери, только массовые и организованные. Игра и вправду хорошая, только обычно ее проживают еще в детском садике... а вот как могут выглядеть «игры и акции» для подростков 13–16 лет? Романтические приключения и первая трогательная невинная любовь — тоже неотъемлемая часть летнего отдыха в лагере, конечно. Вот только вряд ли кто-то горит желанием свои первые чувства и приглашения на медляки превращать в «игру и акцию», равно как и иллюстрировать ими «ориентацию на создание крепкой и счастливой семьи». То же самое можно сказать про предложение создавать «ритуалы повседневной жизни».

Где-то мы всё это уже видели. Точнее, когда-то — этак 35 и далее лет назад. В тех лагерях, которые назывались пионерскими. На территории нашей великой и необъятной трудно найти человека, которого миновала бы культура летнего отдыха в детском лагере. Соответствующее воспоминание, хотя бы одно, есть почти у каждого, и каждый готов рассказать и о соревнованиях по футболу, и о творческих огоньках, и о том, как друг Васька хулиганил во время торжественной линейки.

В тех лагерях — неважно, были ли они пионерскими или просто детскими оздоровительными — всегда бок о бок существовали два мира и два образа жизни. Официальный, с какой-нибудь церемонией поднятия флага и дружным скандированием «Лагерь — наша большая семья» (привет товарищу Дынину из гениальной комедии Элема Климова). И внутренний, субкультурный, с обмазыванием друг друга зубной пастой и рассказыванием страшилок про черную старуху или что-то подобное. И вот там-то, внутри лагерной субкультуры, преспокойно формируется, хм, «эмоциональный фон повседневной жизни организации». И тайные знаки, и приветствия «для своих», и даже передачи «наказов» в виде условного послания для потомков в бутылке из-под лимонада, зарытой под крыльцом столовой. Потому что дети, в конце-то концов, существа креативные — и с радостью всё это придумают. А вот если презентовать все это как обязательную программу, то энтузиазма можно и не дождаться.

Словом, идеи вроде и неплохие, а вот как будут реализованы — большой вопрос. Не хотелось бы, чтобы эти неплохие идеи превратились в унылую обязаловку, которая обрушится на детские головы вместо обычного летнего отдыха — с играми, возможностью побеситься, дружбой не из-под палки и всем прочим.

А вот что звучит многообещающе и вообще здорово, так это «игры и акции, связанные с орфографией и пунктуацией», а также «проекты, направленные на развитие языковой грамотности». Раз уж говорят сегодня о том, что безграмотная молодежь пошла, так неплохо бы искать комплексные способы решения проблемы. Да и о том, что любовь и уважение к своей стране (сиречь патриотизм) начинается с безукоризненного владения родным языком, многие забывают, хотя именно тут — немалая доля национальной идентичности. Да и для школьной программы полезно.