Директор-основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина: «Волшебство искусства в том, что оно объединяет очень разных людей»

snob.ru 13 часов назад 49
Preview

Ярмарка современного искусства Cosmoscow проходит в этом году в 12-й раз. «Сноб» поговорил с директором-основателем Cosmoscow Маргаритой Пушкиной о поисках уникального в ситуации перепроизводства смыслов, трансформациях публики и вере в российское искусство.

Маргарита ПушкинаМаргарита Пушкина

Участников и посетителей ярмарки Cosmoscow с каждым годом становится все больше. Значит ли это, что интерес широкой аудитории к современному искусству растет?

Да, безусловно. Я бы в целом отметила, что сфера современного искусства развивается, оно привлекает все более разнообразную аудиторию. С уверенностью могу сказать, что публика меняется, в том числе и гости ярмарки. Какое-то время назад люди стеснялись задавать вопросы, а сейчас приходит довольно интеллектуальная и подготовленная публика: посетители расспрашивают галеристов, вникают в концепции и идеи художников. 

С момента основания ярмарки в 2010 году мы говорим о том, насколько важна ее образовательная функция. Одна из наших задач — развивать вкус коллекционеров и показывать им, что современное искусство — понятный и перспективный инструмент для финансовых вложений.

Сегодня появляется все больше людей, которые рассматривают искусство как предмет инвестиций. Рынок отвечает на запрос: по числу поступающих заявок на участие в ярмарке мы видим, что каждый год появляются новые галереи, институции и объединения, занимающиеся искусством.

У Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow есть ежегодные программы: «Художник года», «Институция года» и «Музей года». Как выбирают победителей?

Мы приглашаем независимых экспертов, арт-профессионалов, и просим их предложить своих кандидатов в каждой из категорий. Затем попечительский совет фонда выбирает победителя. Этот отбор неизменно приносит немало сюрпризов: в регионах России постоянно появляются новые арт-точки; наши эксперты часто предлагают институции, о которых мы даже не слышали. И для нас, и для аудитории Cosmoscow это дополнительная возможность узнать что-то новое.  

Победителями программы «Музей года» в свое время были Третьяковская галерея, ГМИИ имени А.С. Пушкина, ММОМА, МАММ, Государственный Эрмитаж. И вот что удивительно: эти, скажем так, традиционные институции, от которых вроде не приходится ждать сюрпризов, на Cosmoscow представляли совершенно необычные программы. Например, команда Пушкинского музея показывала на ярмарке 2018 года коллекцию видео-арта и мультимедийных инсталляций, которые они начали собирать в том же году.

Фонд Cosmoscow закупает произведения в пользу победителя этой программы или помогает в модернизации имеющихся собраний; средства выделяются именно на то, что находится в «вишлисте» музея. Например, в 2022 году «Музеем года» был Эрмитаж, и фонд участвовал в реставрации «Красного вагона» — тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых. В 2024-м «Музеем года» стал нижегородский «Арсенал». Фонд поможет в переустройстве его библиотеки, чтобы 12 тысяч изданий об искусстве и культуре стали доступны широкому кругу посетителей.

Программы фонда — хороший дополнительный инструмент для того, чтобы познакомить широкую аудиторию с новыми именами. Если мы говорим о «Художнике года», он получает дополнительное внимание. В то же время мы показываем коллекционерам, что актуальное искусство достойно представления в музее.

Как вы понимаете, что у художника есть потенциал, а произведение искусства со временем может стать музейным?

Я не могу сказать, что существуют конкретные критерии, по которым можно определить, какой молодой художник «выстрелит». Единого рецепта, я уверена, не существует, тем более что сейчас мы видим в актуальном искусстве — не только в нашей стране, но и в мире — колоссальное разнообразие. 

Скорость передачи информации выросла в разы — несомненно, это влияет на ситуацию в актуальном искусстве. Мы живем в обществе потребления, в условиях перепроизводства всего, в том числе идей и смыслов. Поиск чего-то уникального и по-настоящему талантливого становится все более непростой задачей.

С другой стороны, это закономерный процесс, который лишний раз говорит о том, что если человек действительно интересуется сферой искусства, он должен быть очень терпеливым и внимательным и стараться не судить поверхностно. Нужно погружаться в эту область, смотреть большое количество работ, изучать инфраструктуру рынка. 

Сориентироваться в мире актуального искусства помогают музеи, кураторы, галеристы, арт-менеджеры и институции. Ярмарка молодого искусства blazar, сателлит Cosmoscow, — одна из таких важных платформ, где независимые приглашенные эксперты отбирают участников-авторов в начале их творческого пути.

Как сейчас выглядит портрет коллекционера, «омолодился» ли он?

Благодаря тому, что арт-рынок развивается, открываются разные точки входа в эту сферу. Все более молодые люди имеют возможность начинать свой путь как коллекционеры актуального искусства, пополняя свои коллекции произведениями молодых авторов. Но и взрослое поколение не остается в стороне, что тоже очень хорошо. Это как раз основное волшебство искусства — оно объединяет разных людей.

После пандемии Covid-19 галереи и ярмарки массово переходили в онлайн-пространство. Сейчас интерес аудитории к такому формату снижается или растет?

Онлайн-компонент — уже обязательная часть арт-рынка, как и всей нашей жизни. В 2020 году мы создали свою платформу-маркетплейс TEO by Cosmoscow. Это инструмент, который достаточно эффективно дополняет арт-сцену: нам всем не хватает свободного времени, и важно иметь возможность ознакомиться с произведениями искусства, узнать для себя новые имена не выходя из дома. Это из нашей жизни уже никуда не денется.

При этом я считаю, что мир искусства все-таки больше сосредоточен именно в офлайн-среде. Он связан с реальными событиями, возможностью живого общения и социализации. Произведения искусства лучше воспринимаются офлайн. Глобальный опыт показывает, что во время пандемии было много онлайн-продаж, но со временем большинство коллекционеров, которые таким образом поддерживали галереи или художников, с удовольствием вернулись к реальным событиям: ярмаркам, вернисажам, фестивалям. Сейчас количество онлайн-продаж остается на внушительном уровне, но физический формат возвращает передовые позиции — просто потому, что так устроен мир искусства.

Какие движения в сторону развития международных отношений делает ярмарка и насколько они сейчас возможны?

Я верю в российское современное искусство, вижу много талантливых людей. Российские художники участвуют в международных проектах, российские галереи открывают свои филиалы за границей, в том числе в Париже, Базеле, Лугано, Дубае.

Мы с самого начала стремились к тому, чтобы ярмарка была международной, приглашали художников и кураторов из разных стран к сотрудничеству и продолжаем делать это сейчас. Например, у нас идут переговоры с африканскими галереями, с институциями с Ближнего Востока. Надеемся, это приведет к созданию совместных проектов. Мне, конечно, хочется, чтобы Cosmoscow по-прежнему оставалась международной ярмаркой. Мы много усилий приложили и продолжаем прикладывать, чтобы привлечь международную аудиторию — галереи, кураторов, коллекционеров. Этот обмен в конечном счете служит расширению коммуникации, узнаваемости художников и искусства.

Беседовала: Варя Баркалова

Читать продолжение в источнике: snob.ru