Джамму и Кашмир: история конфликта Индии и Пакистана

Источник: РБК | Дата: 1 неделя назад

Содержание:

Джамму и Кашмир — это регион на северо-западе Индостана, который с 1846 года образовывал отдельное княжество, а с 1947 года является предметом спора между Индией и Пакистаном. Индия и Пакистан трижды — в 1947–1948, 1965 и 1971 годах — воевали за Джамму и Кашмир, с 2003 года между странами действует неустойчивое перемирие, но статус региона так и не урегулирован. До октября 2019 года индийская часть Джамму и Кашмира имела статус штата, затем он был разделен на две союзные территории — собственно Джамму и Кашмир, а также Ладакх.

В индийском Джамму и Кашмире сильны сепаратистские настроения, с конца 1980-х годов действуют повстанческие и террористические группировки, выступающие за самоопределение региона или его присоединение к Пакистану. Нью-Дели регулярно обвиняет Исламабад в оказании им материальной и финансовой поддержки. Внимание к кашмирскому конфликту выросло после того, как сначала Индия (в 1974-м), а затем и Пакистан (в 1998-м) стали обладателями ядерного оружия.

Джамму и Кашмир находится на северо-западе Индийского субконтинента, в предгорьях Гималаев и Тибета. Составляет южную часть исторического региона Кашмир. Это преимущественно гористая зона с большим разнообразием ландшафтов и климатических зон — от субтропической (на юго-западных равнинах) до горной альпийской. Его площадь — 222 236 кв. км, а население, согласно последней переписи 2011 года, составляло 12 541 302 человека.

Джамму и Кашмир состоит из трех сильно отличающихся друг от друга в этно-конфессиональном плане регионов. 97,2% жителей Кашмирской долины — мусульмане-сунниты, а индусы (кашмирские брахманы-пандиты) составляют менее 2%. В Джамму преобладают догриязычные индусы (примерно 65%), впрочем значительно также суннитское население (около 35%); в Ладакхе примерно 47% исповедуют шиизм (в основном — балти в районе Каргил), еще около 46% — буддисты (в основном ладакхцы из области Лех).

Джамму и Кашмир — преимущественно сельский регион, 72,5% населения проживает в деревнях. Практически две трети жителей прямо или косвенно заняты в сельском хозяйстве — выращивании риса, кукурузы, пшеницы, а также фруктов, орехов, цветов, шафрана, разведении овец и коз, в том числе знаменитых кашмирских пород.

Джамму и Кашмир фактически разделен на 4 неравные части. 45,6% территории бывшего княжества в границах 1846 года контролируется Индией — это Джамму, Кашмирская долина (Кашмир) и часть Ладакха, они находятся на юге и юго-востоке Кашмира. До 2019-го они составляли штат Джамму и Кашмир в составе 22 округов, а затем были разделены на две союзные территории — Джамму и Кашмир и Ладакх. Первая из них — Джамму и Кашмир — административно делится на 20 округов (по 10 в Джамму и в Кашмире). Еще 2 округа бывшего штата в 2019-м образовали союзную территорию Ладакх.

Треть региона (78 114 кв. км) удерживается Пакистаном — это Азад-Кашмир («Свободный Кашмир») и Гилгит-Балтистан на севере и северо-востоке региона. Еще 19,2% контролирует Китай. Пекин контролирует 2 региона — это Аксай Чин в Лехе на северо-востоке Ладакха (37 555 кв. км), который КНР контролирует с 1962-го, и долина Шаксгама площадью 5 180 кв. км, которая в марте 1963-го была передана Китаю Пакистаном.

До 1346 года территория Кашмира управлялась индийскими, до 1819-го — мусульманскими династиями, после чего регион перешел под контроль сикхского Пенджаба. В 1845-1846 годы британцы отвоевали этот регион у сикхов. В марте 1846 года раджа княжества народности догра Джамму Гулаб Сингх из раджпутской династии Догра приобрел у британцев Кашмирскую долину за выкуп в 7,5 млн рупий и ежегодную символическую дань в одну лошадь, 12 кашмирских коз и 3 пары кашмирских шалей. До этого он подчинил регионы Ладакх (в 1834-м) и Балтистан (в 1840-м), а уже после его смерти к 1860-му был подчинен Гилгит.

Таким образом было создано многоэтническое и многоконфессиональное княжество, рассматривавшееся британскими властями Индии в качестве буфера между Британской Индией, Российской империей и Цинским Китаем. При этом если в Джамму большинство составляли индусы-догра, то в Кашмире доминировали мусульмане-сунниты (в основном кашмирцы), а в тибетском Ладакхе — буддисты и мусульмане-шииты.

В новом государственном образовании индусы-догра составили правящую прослойку, опиравшуюся на кашмирских брахманов, в то время как мусульманское население (85% княжества) оказалось в положении непривилегированного большинства, было обложено рядом налогов и трудовых повинностей.

В 1-й половине XX века сформировались первые организации, выступающие за культурно-политические права мусульманского большинства, в кругах местной интеллигенции получили распространение идеи «азади» (автономии) и «кашмирията» — особой региональной кашмирской идентичности, сформировавшейся под влиянием суфийского ислама и, в меньшей степени, кашмирского шиваизма.

Катализатором общественно-политической мобилизации мусульман стали события июля 1931 года, когда в ходе подавления беспорядков полиция княжества убила более 20 безоружных мусульман. К началу 1940-х годов среди политических организаций Кашмирской долины ведущую роль играла «Национальная конференция» (НК), выступавшая с позиций кашмирского национализма. В то же время мусульмане Джамму, Пунча и Мирпура поддерживали «Мусульманскую конференцию» (МК) — партию, в куда большей степени настроенную на вхождение в будущий Пакистан.

После раздела Британской Индии в августе 1947 году на 2 независимых государства — Индию и Пакистан — статус княжества Кашмир не был закреплен официальными соглашениями о границах, ему было разрешено выбрать, присоединяться ли к Индии или Пакистану или же сохранять самостоятельность. Махараджа Хари Сингх изначально рассчитывал добиваться независимости, впрочем вскоре началось восстание ветеранов-мусульман в г. Пунч на западной границе, в Кашмир вторглись племенные пуштунские формирования с территории Пакистана и начали продвижение к летней столице княжества городу Сринагар. В итоге махараджа обратился за помощью к Индии и в октябре 1947 года подписал соглашение о вхождении в Союз в границах 1846 года. Это спровоцировало открытый конфликт с Пакистаном, который к тому времени контролировал уже треть княжества, обе страны подали жалобы друг на друга в ООН. В следующем месяце мятежные военные в Гилгите, который номинально числился в составе владений махараджи, но до 1947-го управлялся особым британским агентством, арестовали кашмирского губернатора и объявили о присоединении этой зоны к Пакистану.

По итогам первой войны (1947-1948) переброшенные в Кашмир индийские войска остановили наступление пуштунского ополчения, регулярных частей пакистанских войск и примкнувших к ним мусульманских повстанцев. К январю 1949-го боевые действия были остановлены, а в июле 1949-го была проведена линия приостановления огня, разделившая регион на две части — индийскую (Джамму и Кашмир с центром в Сринагаре) и пакистанскую (Азад-Кашмир с центром в Музаффарабаде). В это время ООН приняла несколько резолюций по Джамму и Кашмиру (№ 38, 39, 47, 51), в том числе резолюцию № 47, требующую проведения референдума для самоопределения этой территории. Организацию в регионе плебисцита пообещал и премьер Джавахарлал Неру. Однако в связи с отказом Индии и Пакистана выводить свои войска из региона референдум так и не состоялся.

В течение 1950-1962 годов в итоге пограничных конфликтов с Индией КНР установила контроль над Аксай Чином в Ладакхе, а в 1963-м по договору с Пакистаном Пекин получил от Исламабада еще одну часть северного Кашмира. Следующие крупные вооруженные конфликты между Индией и Пакистаном вспыхивали в 1965 и 1971 году. В 1972 году на переговорах в Симле линия приостановления огня была преобразована в «линию контроля», закрепившую фактический раздел Кашмира на 2 административных региона.

Это не сняло напряженность в отношениях двух стран. Начиная с середины 1980-х годов Индия постепенно захватила высокогорный ледник Сиачен в предгорьях Каракорума. В мае 1999 году пакистанские военные обеспечили переброску кашмирских сепаратистов в Каргил, что спровоцировало серьезные пограничные столкновения в мае-июле того же года. В 2003 году стороны достигли хрупкого перемирия, которое постоянно нарушалось обстрелами, провокациями и пограничными столкновениями. Тем не менее в 2005-м возобновилось автобусное сообщение между Сринагаром и Музаффанабадом, а в 2008-м — трансграничная торговля. Ситуация вновь начала обостряться с 2016 года, когда резко выросла интенсивность пограничных инцидентов, впрочем в мае 2018-го стороны согласились вернуться к соглашениям 2003-го.

Напряженность резко выросла после того, как в феврале 2019 года террорист-смертник из пакистанской исламистской террористической группировки «Джаиш-е-Мухаммад» на автомобиле со взрывчаткой протаранил полицейский автобус в Кашмире, убив свыше 40 человек. Власти Пакистана отвергли обвинения в причастности к теракту. За этим последовал ряд боестолкновений, в том числе авиаудар Нью-Дели по крупному тренировочному лагерю «Джаиш-е-Мухаммад». 22 марта 2019 года премьер-министры Пакистана и Индии Имран Хан и Нарендра Моди договорились о прекращении военных действий и совместной борьбе с терроризмом. После того как в августе 2019 года индийские власти упразднили автономию Джамму и Кашмира, интенсивность боестолкновений резко выросла — только за 2020 год зафиксировано свыше 4 тыс. инцидентов. Кроме того, в мае 2020-го опасно обострилась ситуация на границе с Китаем. Однако в 2021 году Нью-Дели и Исламабаду вновь удалось снизить напряженность на границе.

Страны вновь оказались на грани полномасштабного конфликта после того, как 22 апреля 2025-го группа боевиков из так называемого «Фронта сопротивления» расстреляла 26 туристов в городе Пахалгам. Нью-Дели считает эту организацию филиалом «Лашкар-е-Таиба» («Воинство чистых») — пакистанской военизированной группировки, признанной террористической и запрещенной в США, РФ, Индии и ряде других стран. После этого Индия приостановила действие договора с Пакистаном о разделе вод реки Инд, который был подписан в 1960-м и пережил конфликты 1965 и 1971-го, и закрыла единственный наземный пограничный переход между странами.

С 1951-го и до конца 1980-х в законодательном собрании Джамму и Кашмира доминировала партия «Национальная конференция», существовавшая с 1930-х годов. Ее возглавлял харизматичный политик Шейх Мухаммад Абдулла, состоявший в хороших отношениях с Джавахарлалом Неру. Последний рассчитывал превратить Кашмир в «витрину» сосуществования мусульманской и индуистской общины в границах единой светской Индии. Но уже к концу 1970-х в штате усилилась региональная и конфессиональная поляризация. В 1972 году в региональный парламент в первый раз прошли представители исламистской и открыто пропакистанской силы — «Джамаат-э-Ислами» (признана террористической и запрещена в РФ). После выборов 1987 года коалиция автономистских политических сил, объединенных в «Объединенный исламский фронт», обвинила победившую «Национальную конференцию» и ее лидера Фарука Абдуллу, настроенного на диалог с Дели, в масштабных фальсификациях. В регионе начались массовые акции протеста и радикализация молодежи.

Через 2 года борьба за самоопределение Джамму и Кашмира перешла в вооруженную фазу, появилось более сотни вооруженных группировок. Среди них доминировали сначала светский и сецессионистский «Фронт освобождения Джамму и Кашмира» (ФОДК), а с 1992-го — пропакистанская исламистская «Хизбул-Муджахидин» (ХМ) со связями с «Джамаат-э-Ислами» и кашмирским отделом Межведомственной разведки Пакистана. В 1990 индийское правительство ввело в действие Закон об особых полномочиях вооруженных сил (AFSPA), по которому Кашмир был объявлен «зоной беспорядков». С середины 1990-х интенсивность партизанско-террористической активности начала снижаться, а после терактов 11 сентября 2001 года открытая поддержка Пакистаном кашмирских группировок снизилась. К декабрю 2002-го конфликт унес жизни 35,2 тыс. чел., в том числе порядка 19 тыс. повстанцев и около 6 тыс. индийских военных и полицейских.

В итоге контрпартизанских операций индийским силовикам удалось практически уничтожить ФОДК и серьезно ослабить ХМ, впрочем в регионе продолжалась активность множества более мелких и радикальных групп, организационно зависящих от Межведомственной разведки Пакистана и располагающих базами и тренировочными лагерями на пакистанской территории. Среди них — связанный с «Аль-Каидой» «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда») и «Лашкар-е-Тайба» (признаны террористическими и запрещены в РФ). С начала 2010-х годов среди молодежи южного Кашмира началось распространение ультраконсервативных течений ислама, в том числе салафистско-джихадистского толка. После периода относительного затишья с 2013 года вновь начался рост массовых протестов и вооруженных акций, катализатором стала гибель лидера ХМ Бурхани Вани в июле 2016-го, похороны которого привлекли 20 тыс. человек и шустро переросли в кровопролитные беспорядки. При этом если в начале 2000-х годов доля кашмирцев среди исламистского вооруженного подполья не превышала 30-40%, то к 2015-му она достигла 77%.

В составе Индии особый статус Джамму и Кашмира в первый раз был урегулирован в статье 370 конституции Союза, принятой в 1950 году. В соответствии с ней штат получал широкую автономию, а законодательные полномочия Союза были ограничены вопросами внешней политики, обороны и связи. В 1951 была избрана ассамблея штата, в 1956-м — принята конституция (вступила в силу в январе 1957-го). Она в числе прочего гарантировала кашмирцам особый статус «постоянных жителей» с привилегиями в вопросах владения недвижимостью и трудоустройства (это восходило к положениям указов махараджи от 1927 и 1932-го годов). Это право за местной законодательной ассамблеей было закреплено в статье 35-а Союзной конституции (введена в действие конституционным указом 1954 года).

Вопрос о ликвидации «особого статуса» Джамму и Кашмира находился в центре требований различных националистических сил Индии и части политиков Джамму, добивавшихся полной интеграции штата в политическую систему Союза. В течение десятилетий на штат было распространено действие 94 из 97 прерогатив союзного парламента и 260 из 395 статей союзной конституции. В свою очередь, Ладакх добивался статуса союзной территории.

После прихода к власти в 2014 году националистической Индийской народной партии (Бхаратия Джаната парти — БДП) давление на Джамму и Кашмир усилилось, накануне выборов весной 2019 года ликвидация особого статуса штата было одним из главных предвыборных обещаний БДП. 5 августа 2019 года правительство Нарендры Моди в одностороннем порядке отменило 370-ю статью конституции и вытекавшую из нее статью 35-а. Штат разделили на две союзные территории — Джамму и Кашмир (с собственной законодательной ассамблеей) и Ладакх (без своего парламента), при этом функции поддержания правопорядка и ряд других важных полномочий перешли к союзному правительству. Накануне этого решения в Кашмир было направлено 35 тыс. силовиков, были закрыты все образовательные учреждения, помещены под домашний арест или задержаны практически все значимые политики, включая всех трех бывших главных министров штата, выключены связь и интернет. Это решение вступило в силу 31 октября.

После отмены 370-й статьи конституции индийцам из других штатов было разрешено приобретать землю, недвижимость и устраиваться на работу в Джамму и Кашмире (ранее это право принадлежало только «постоянным жителям»). В декабре 2023-го Верховный суд Индии удостоверил решение о ликвидации штата.

Подконтрольная Пакистану часть Джамму и Кашмира («Азад Джамму и Кашмир» — АДК, или «Азад Кашмир») номинально образует самоуправляющееся государственное образование с собственной временной конституцией (1974), пре­зи­дентом, пра­ви­тель­ст­вом, за­ко­но­дательной ассамблеей, верховным и высоким судом. Фактически же оно полностью подконтрольно Пакистану, министерству по делам Кашмира и базирующемуся в Исламабаде Кашмирскому совету, его политико-административная и конституционно-правовая система менялась синхронно с пакистанской.

Оно ведет историю с 5 октября 1947 года, когда в Равалпинди было создано «правительство в изгнании», официально провозглашенное 24 октября того же года. Оно замышлялось как временный военный орган, чьей целью декларировалась координация действий пропакистанских сил во главе с «Мусульманской конференцией» по «полному освобождению» княжества от власти династии Догра и индийских войск. Совбез ООН не признал его законным правительством штата — с 1948 года ООН квалифицирует этот орган как «местную администрацию».

Отношения Азад Кашмира с Пакистаном были формализованы соглашениями в Карачи в апреле 1949-го и последующими законами 1950, 1952 и 1958 годов, при этом фактически определяющую роль в управлении регионом играло созданное в 1948-м министерство по делам Кашмира и северных территорий. В 1974 году была принята временная конституция Азад Кашмира, наделявшая значительными административными и законодательными полномочиями базирующийся в Исламабаде Совет Джамму и Кашмира (Кашмирский совет) под председательством премьер-министра Пакистана. В 2018 году была принята 13-я поправка, существенно расширившая полномочия местного законодательного собрания — ему было передано 20 из 52 прерогатив Кашмирского совета.

Азад Кашмир формально не входит в административно-территориальное деление Пакистана, с точки зрения Исламабада, его статус должен быть окончательно урегулирован только референдумом на всей территории бывшего княжества в границах 1846 года.

АДК состоит из трех районов (Музаффарабад, Пунч и Мирпур), образованных на части занятых Пакистаном трех бывших провинций княжества, и десяти округов, его административный центр — Музаффарабад. Его население оценивается в 4,5 млн человек. В отличие от кашмириязычных мусульман Кашмирской долины, жители Азад Кашмира говорят на диалектах панджаби, в регионе распространена этнокастовая система бирадари, нехарактерная для Кашмира, а отношения местного населения с кашмирскими беженцами и сторонниками кашмирской независимости являются напряженными. В октябре 2005 года регион пострадал от разрушительного землетрясения, в котором погибло практически 90 тыс. человек.

Еще одна подконтрольная Пакистану часть бывшего княжества, Гилгит-Балтистан (до 2009-го — «Северные территории»), долгое время управлялась напрямую из Исламабада и только в 1972-м получила законодательный орган с ограниченными полномочиями, а в 2009-м — собственное правительство, тем самым приблизившись к статусу провинции. Контроль над Гилгит-Балтистаном с 1950 года является источником напряженности в отношениях Исламабада и Музаффарабада: власти Азад Кашмира настаивают на том, что этот регион является частью Кашмира. В то же время статус Гилгит-Балтистана в княжестве Джамму и Кашмир остается дискуссионным вопросом, поскольку махараджи осуществляли над ним сюзеренитет, но не управляли этими областями как «нормальными» суверенными территориями, а с 1877 по 1947 год Гилгит с перерывами управлялся специальным британским агентством.

Источник: РБК