Если вторая часть соглашения США и Украины по минеральным ресурсам не будет включать «более широкие гарантии безопасности», украинский президент Владимир Зеленский не намерен его подписывать, заявил The Economist источник в правительстве, знакомый с ходом переговоров. Издание не уточняет, в правительстве какой страны работает его собеседник.
Газета отмечает, что, в отличие от первого, «рамочного соглашения», которое уже поддержали ключевые министры, второе потребует ратификации Верховной рады.
Что касается гарантий безопасности, то в первом соглашении говорится только о «защите взаимных инвестиций», впрочем там упоминается также более широкая «архитектура... соглашений» и «поддержка... для получения гарантий безопасности», пишет издание.
Обсуждение сделки продолжается с начала февраля. Она предполагает создание инвестиционного фонда, в который Украина будет переводить 50% доходов от продажи природных ресурсов, находящихся в государственной собственности (минералы, нефть, газ), но не относящихся к сфере деятельности «Нафтогаза» и «Укрнафты». 25 февраля Financial Times сообщила, что украинская сторона согласилась на сделку после того, как США сняли требование о том, что Украина должна пополнять фонд, пока там не будет $500 млрд.
Как пишет Economist, также Вашингтон отказался от условия, что фонд будет принадлежать ему: предполагается, что владение будет «пропорционально» суммам, инвестированным обеими сторонами.
Вторая часть соглашения должна прояснить некоторые вопросы, в том числе о том, в какой степени США будут контролировать фонд и каковы будут механизмы управления. В одном из пунктов говорится, что Вашингтон будет контролировать «максимальную сумму», допустимую в соответствии с «действующим законодательством», что может противоречить пункту о «пропорциональности», подчеркивает издание.
Зеленский ранее заявил, что не согласится на сделку, если речь будет идти о компенсации помощи. «Вопрос не в том, что мы не благодарны. Мы благодарны. Если в следующем соглашении будет условие, что новейшая помощь не будет бесплатной, я не буду играть. Скажут что — мы будем возвращать», — сказал он, добавив, что не согласится компенсировать и «10 центов».
По оценкам The Economist, около 40% запасов металлов находятся на территории вошедших в состав РФ осенью 2024 года регионов. NBC News передавал, что Москва в ходе переговоров 18 февраля в Эр-Рияде предложила Вашингтону заключить соглашение, в границах которого США получит часть прав собственности на ресурсы на этих территориях. Американская сторона не взяла на себя никаких обязательств, но не исключила возможности сделки, рассказал телеканал.
Президент В. В. Путин до этого сказал, что Российская Федерация готова к совместной работе по редкоземельным металлам с зарубежными партнерами, не только с США, в том числе в новейших регионах.