США и Российская Федерация все ближе к разрешению конфликта на Украине, а ЕС вводит новый, 16-й санкционный пакет. Что он включает? Во-первых, ЕС добавил в санкционный список 74 танкера из третьих стран, которые не принадлежат странам ЕС. В итоге в сумме с предыдущими ограничениями под санкциями оказались 153 судна.
Во-вторых, ЕС отключил от SWIFT еще 13 региональных банков, в их числе «Уралсиб», банк «Точка», банк «Синара» и другие.
В-третьих, ЕС запретил хранение нефти и нефтепродуктов из РФ на своей территории.
В-четвертых, Брюссель запретил экспорт ряда дополнительных товаров и технологий в области нефтегаза, в частности программного обеспечения, чтобы ограничить добычу и разведку углеводородов в РФ. Эти меры затронут проект «Восток Ойл» и ряд реализуемых Россией СПГ-проектов, говорится в сообщении.
В-пятых, ЕС запретил импорт российского СПГ через терминалы, которые не подключены к общей газораспределительной системе ЕС.
В-шестых, ЕС запретил поставки из РФ первичного алюминия. Но в течение года европейские покупатели смогут продолжить приобретение российского алюминия в границах квоты. Она составит 275 тыс. тонн, что эквивалентно 80% от импорта за 2024 год, говорится в заявлении.
Кроме того, ЕС расширил список физических и юридических лиц, попадающих под санкции, и ряд других ограничений.
Насколько сильный удар нанесут эти санкции ЕС по РФ, в частности, по российским банкам, нефти и газу, а также первичному алюминию?
Санкции против банков будут иметь не очень существенный эффект. «Сейчас большинство ведущих российских банков уже и так находятся под жесткими западными санкциями и выключены от SWIFT. А те банки, которые все еще не под санкциями, и так сталкиваются с серьезными трудностями при проведении трансграничных операций, поскольку их контрагенты очень тщательно проверяют такие операции из опасения попасть под вторичные санкции и часто отказывают. Поэтому от попадания под санкции очередной порции отечественных банков эффект уже будет не очень существенным», – говорит Игорь Додонов, аналитик ФГ «Финам».
«Что касается нефтяных танкеров, то, по всей видимости, ЕС включил в санкционный список те же танкеры, которые ранее попали под американские санкции.
А американские санкции носят экстерриториальный характер – значит, европейские компании в любом случае их выполняют. Поэтому те танкеры или проекты, которые попали под американские санкции, можно смело записывать в европейские санкции, от этого ничего не изменится», – поясняет Игорь Юшков, эксперт Финансового университета п...