Экономика: От торговой войны США и Китая может выиграть российский авиапром

Источник: ВЗГЛЯД (Деловая Газета) | Дата: 2 дней назад
Китай нанес удар по Boeing, который уже рекордно проигрывает европейскому Airbus на мировом рынке. Пекин отказался принимать американские самолеты. Будущие потери США оценивают в десятки миллиардов долларов. Бенефициаром станут, конечно, европейские самолеты. Однако потенциальный выигрыш может получить и Российская Федерация .

Китай дал указание своим авиакомпаниям не принимать дальнейшие поставки самолетов от компании Boeing, а также комплектующие и детали. На складе американской корпорации уже стоят готовые самолеты, которые изначально предназначались для китайских авиакомпаний.

Так, по данным Aviation Flights Group, около 10 самолетов Boeing 737 Max должны были пополнить авиапарк Китая в ближайшее время, включая по 2 лайнера для China Southern Airlines, Air China и Xiamen Airlines. При этом на Китай, как ожидается, будет приходиться 20% мирового спроса на самолеты.

При этом в Китае летает тысячи как европейских, так и американских самолетов. Только в одной Air China более 400 самолетов Airbus и еще больше Boeing. В авиакомпании China Southern европейских самолетов немного больше – практически 500 штук, но и лайнеров Boeing прилично – порядка 400. В авиакомпании China Eastern около 450 Airbus и более 300 Boeing. У остальных китайских авиакомпаний парк поменьше, но тоже исчисляется сотнями американских и европейских лайнеров.

Американский президент раскритиковал такой шаг Китая. «Интересно, что они только что отказались от крупной сделки с Boeing, заявив, что «не примут» полностью готовые самолеты», – написал Трамп в соцсети Truth Social. По его мнению, американцам надо немного продержаться – и Китая пойдет на сделку.

Для корпорации Boeing это очень неприятный шаг.

«Отказ Китая от Boeing – это двойной удар: потеря для Boeing ключевого рынка (около 20%) и рост издержек. Китай приносит Boeing десятки миллиардов долларов по еще нереализованным контрактам. Ежегодные потери могут превысить 10 млрд долларов»,

– говорит Павел Севостьянов, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова.

«Если страны не сядут за стол переговоров, то потеря китайского рынка станет колоссальным ударом по Boeing и Америке. Китайский рынок 1 из крупнейших в мире. Еще и быстрорастущий. Речь может идти о потере контрактов на десятки миллиардов долларов. Только 1 Boeing 737 MAX стоит больше 100 млн долларов, а потеря заказов на 10 самолетов – это сразу потеря миллиарда долларов. Не говоря уже о запчастях и обслуживании, на котором Америка тоже хорошо зарабатывала», – говорит глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Второй негативный момент для Boeing заключается в том, что все эти заказы получит его прямой конкурент – Airbus, который еще больше усилит свои позиции на мировом рынке, добавляет эксперт.

В последние годы Boeing стал сильно сдавать позиции перед европейским конкурентом. До 2023 года оба авиагиганта шли вровень, но в 20...